Предприниматели, чиновники и топ-менеджеры российских компаний обсудили национальные платформы и перспективы развития рынка
«Российские платформы, которые копируют то, что уже есть на западе – автоматом отстают. Есть локальный рынок, он двигается к Евразии, но попытки выйти на мировой рынок – обречены. Ключевой момент успеха – недублирование уже существующих продуктов и создание своих «фишек» или уход в узкую специализацию», – отметил Андрей Кричевский, президент Ассоциации IPChain. По его мнению, огромное значение имеет выбор сферы деятельности платформы. «Когда платформы создаются не предпринимателями, то возникает вопрос: зачем она создается? Когда государство создает инфраструктуру или сервис – это нормально, но платформа – это место для встреч одних участников с другими с целью извлечения сверхприбыли», – отметил он.
С ним согласился гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов: «Все успешные платформы сделали предприниматели, а дальше кому-то повезло больше, кому-то меньше. Нельзя бояться и пробовать с пилотной версии, стоит сразу браться за решение масштабных задач и заявлять о себе как можно громче».
Участники сошлись во мнении, что рынку не хватает взвешенного регулирования государства. Сергей Матвеев, президент федерации интеллектуальной собственности подчеркнул, что государству «нужно деликатно подходить и понимать свою миссию – не мешать». При этом, когда платформа «взлетает», важно своевременно принять регулирующий закон. А российский экономист Сергей Глазьев отметил, что в России сейчас в режиме санкций вводится эмбарго на поставки новых технологий. «Это не может не тревожить. Очевидно, что эти санкции предполагают требования к расширению собственной технологической базы», – отметил он.
Марина Амелина, директор по связям с органами власти в «Baring Vostok» отметила, что игроков рынка технологий не стоит защищать от международной конкуренции. Она привела в пример компанию «Яндекс», которая в свободной конкуренции перешла на рынок Турции. После этого местные игроки «зашевелились» и стали работать лучше». А потребитель получил более качественные сервисы и продукты. «Платформы начинают высушивать конкуренцию. Самоизоляция для разных сервисов имеет огромную разницу», – отметила она.
На завтраке выступили и представители государственных платформ. Так Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития отметил, что сейчас у портала Госуслуг более 93 млн пользователей. «1,5 млн пользователей в сутки проходит через интернет версию и столько же пользователей посещает мобильную. Все государственные платформы универсальны для нашей страны, поскольку они создавались для локального пользования на внутренних рынках», – пояснил Максим Паршин.
О перспективах глобальной экспансии российских платформенных решений рассказал Владимир Комлев, генеральный директор, председатель правления НСПК. «В России сегодня активно развивается система быстрых платежей. Новые платформенные решения в своем роде стирают границы, они помогают людям пользоваться теми же платежными и банковскими услугами, которыми они пользовались у себя на родине, в других странах», — отметил Владимир Комлев. По словам эксперта, несмотря на то, что международные платежные системы Visa и Mastercard сегодня работают практически везде, существует устойчивый тренд создания локальных, независимых от них платежных ассоциации внутри стран или между группами стран и в этой ситуации выигрывают те игроки рынка, которые обладают развитой технологической инфраструктурой.
В ходе завтрака участники обсудили перспективы развития рынка технологий. «Сегодня очевидно, что есть вызов, связанный с технологиями управления производства. В перспективе пяти-семи лет тот, кто будет владеть технологиями производства, будет этим производством управлять. Большую часть маржи всегда получает и будет получать тот, у кого самый редкий ресурс», – отметил Андрей Белевцев, руководитель дирекции по цифровой трансформации компании «Газпромнефть». По его словам, сейчас компания ищет способы консолидации спроса, занимается цифровым обучением персонала и движется в сторону большей открытости.