Гайдаровский форум: потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти на 160%
В рамках юбилейного X Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды» в РАНХиГС состоялась экспертная дискуссия «Газомоторное топливо, настоящее и будущее в России».
Целью дискуссии стало обсуждение решений для ускоренного развития рынка газомоторного топлива в России.
Открывая дискуссию, Вячеслав Лащевский подчеркнул, что тема газомоторного топлива стала частью международной и национальной повестки: «Спрос на газ во всем мире растет и будет продолжать расти в ближайшие десятилетия. Фактически мировая экономика вступает в эру газа».
Перспективам глобального и российского рынка газа и газомоторного топлива уделил особое внимание председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков: «За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на 20%. По имеющимся экспертным оценкам, к 2040 году газ будет единственным ископаемым топливом, чья доля среди первичных энергоносителей вырастет и в абсолютном значении достигнет уровня 5,4 трлн кубометров. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт (ежегодный прирост — 2,2% и 4,2% соответственно). Потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти на 160% и достигнуть величины 360 млрд кубометров. Россия сегодня уверенно занимает лидирующую роль на мировом газовом рынке по запасам, добыче и экспорту газа. Рост объемов использования этого вида топлива на транспорте — стратегическая задача. Это направление работы всесторонне поддерживается президентом страны В. В. Путиным. Общая протяженность магистральных газопроводов в России — 172 000 км, еще более 700 000 км распределительных сетей. Такие предпосылки позволяют обеспечить развитие локальных рынков газомоторного топлива в большинстве российских регионов. «Газпром» является крупнейшим инвестором в газозаправочную инфраструктуру. Сегодня компании принадлежит самое большое количество газозаправочных объектов в стране — 300 станций (всего в России — 387). Общий объем инвестиций компании, направленных на строительство газозаправочной инфраструктуры, превысил уровень 17 млрд рублей. У нас сейчас 300 станций. Мы считаем, что это крайне мало. Мы должны выйти ближайшие год-два на 500 станций», — сказал он. Зубков добавил, что в перспективе «Газпром» должен расширить сеть газовых заправок в России до 1500 станций.
Председатель совета директоров госкомпании «Газпром» отметил, что сегодня природный газ — самое экономичное и экологичное моторное топливо и что необходимо более активно разъяснять преимущества природного газа на всех уровнях, от правительственных структур и международных организаций до конечных потребителей. «Газпром» начал переводить свой транспорт на газомоторное топливо пять лет назад, за это время 40% автопарка было переведено именно на газ. Суммарный экономический эффект от этой работы достиг показателя 3,7 млрд рублей. Сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу за счет перевода техники компании на газ за пять лет составил более 100 000 тонн.
«Мы считаем газ наиболее экологичным видом топлива. По этой причине его потребление в мире будет расти, также будет расширяться и его использование на транспорте», — заявил министр энергетики России Александр Новак. Министр также отметил, что Минэнерго России проводит последовательную политику поддержки распространения газомоторного топлива в России. «С 2013 года, когда этой темой активно занялось правительство по поручению президента России, мы создали удобную нормативную базу для развития отрасли, ввели льготы, просубсидировали производство техники, строительство новых газовых заправок», — рассказал Александр Новак.
«Минэнерго было определено как головное министерство по вопросам развития ГМТ. В апреле прошлого года президент поручил Минэнерго России подготовить концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2030 года, и в октябре документ был направлен нами в правительство», — добавил министр.
Программа предусматривает амбициозные планы развития отрасли, отметил глава Минэнерго России. Согласно концепции объемы направляемого на топливо газа должны будут вырасти до 11 млрд кубометров в год, количество автотранспорта на ГМТ — с 150 000 до 700 000 автомобилей, газовых АЗС — с 380 до 2400 штук.
Министр особо отметил, что к 2030 году каждый регион России с населением городов более 100 000 человек будет обязан принять свою программу развития рынка и размещения АГНКС. Кроме того, в России появятся отдельные крио-АЗС, заправляющие технику сжиженным природным газом. В 2019 году, сообщил министр, на развитие рынка газомоторного топлива может быть выделено 4 млрд рублей субсидий, сейчас это обсуждается с Министерством финансов России.