К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ольга Мичи: «Санкции оживили российский рынок арт-фотографии»

Сооснователи ЦВК Béton Ольга Мичи и Алексей Логинов (Фото DR)
Сооснователи ЦВК Béton Ольга Мичи и Алексей Логинов (Фото DR)
Финансовые санкции, введенные против российских предпринимателей, усилили интерес владельцев капиталов к работам российских художников и фотографов, уверена соосновательница Центра визуальной культуры Béton Ольга Мичи. В стране работают мастера фотографии и спрос на их произведения растет

— Чем коллекционирование арт-фотографии отличается от других видов коллекционирования?

— Тем, что фотографический арт-рынок пока еще может предложить собирателю работы высочайшего музейного уровня. У коллекционеров есть шанс получить в коллекции шедевры мирового фотоискусства ХХ века — эти работы представлены на открытом рынке. В других видах искусств, например, в живописи и графике — произведения ХХ века, не говоря о работах более раннего времени уже находятся в ведущих музейных и частных собраниях и на открытом рынке не выставляются. Трудно оценить, какова доля арт-фото в общем объеме инвестиций в искусство на российском арт-рынке, но я уверена, что коллекционирование фотографии в России будет набирать обороты.

— Почему вы в этом уверены?

 

— Потому что в России есть обе составляющие рынка — спрос и предложение. В стране работают мастера арт-фотографии и к их работам проявляют интерес коллекционеры.

Экспозиция ЦВК Béton (Фото DR)

— Какова динамика цен на рынке арт-фото?

 

— Рынок художественной фотографии относительно молодой по отношению к другим видам искусств. Он начал формироваться с середины 1970-х годов, когда авторские фото стали появляться на международных престижных аукционах как полноправные произведения искусства. Рынок стремительно развивается и ценовые рекорды все время обновляются. В мае 2022 года на аукционе Christie’s снимок французского и американского фотографа-сюрреалиста Ман Рэя «Скрипка Энгра», сделанный в 1924 году, был продан за $12,4 млн. Эта работа стала не только самым дорогим произведением художника, но и самой дорогой фотографией в истории Christie’s. Цена снимка втрое превзошла предыдущий рекорд, державшийся с 2011 года — он принадлежал работе немецкого фотографа Андреаса Гурски, которая была продана на Christie’s за $4,3 млн. Эта продажа доказала, что авторский аутентичный отпечаток может быть сопоставим с произведениями других видов искусств не только по художественной ценности, но и по цене.

— Что влияет на стоимость фотографии?

— Общая новизна произведения, масштаб культурного резонанса, вызванного работой, актуальность использованных художественных приемов, совершенство технического исполнения, авторитет автора. С художественной точки зрения наибольший интерес представляют работы фотографов-новаторов, которые повлияли на развитие фотоискусства.

 

— По каким критериям определяется «хорошая» фотография, достойная того, чтобы попасть в коллекцию?

— Собирать коллекции можно по-разному. Бывает, что коллекционеру очень нравится работа, и он готов заплатить за свое удовольствие, но не факт, что он впоследствии сможет продать работу по цене покупки. Более того, не факт, что он вообще сможет ее продать. Коллекционеры знают, что фотографические отпечатки делятся на три основные категории: винтажные снимки, позднюю печать и современную печать. С коллекционной и инвестиционной точки зрения наибольшую ценность имеют винтажные отпечатки. Это аутентичные авторские работы. Поздняя печать — это авторская работа, но стоимость ее существенно меньше, чем винтажной. Современная печать, сделанная без участия самого автора, например, его наследниками, практически не имеет музейной ценности, и поэтому ее цена существенно ниже, чем цена поздней печати. В фотографии большое значение имеет тираж работы. Чем больше заявлено авторских отпечатков, тем меньше цена исходного винтажа.

Экспозиция ЦВК Béton (Фото DR)

— Как быстро окупаются инвестиции в коллекционирование фотографий?

— Общепризнанные шедевры фотографии со временем растут в  цене, потому что их оборот на открытом рынке уменьшается — все больше снимков оседают в крупных государственных и частных коллекциях. Однако и прибыль при таких инвестициях хотя и гарантирована, но не очень высока: условно можно сказать, что такие снимки дорожают на несколько процентов в год. С точки зрения прибыли интересны вложения в малоизвестных молодых талантливых авторов. Здесь прибыль может быть больше, но и риск велик — не факт, что автор станет в будущем мировой знаменитостью. Таким образом, срок окупаемости инвестиций зависит от конкретного случая.

— В чем разница между частным и корпоративным коллекционированием?

 

— В серьезной коллекции прослеживаются интересы ее создателя. Такие коллекции часто в дальнейшем переходят в собрания государственных музеев. Корпоративные коллекции имеют другую особенность — организации, которые выставляют свои сокровища, как правило преследует PR-цели — компании хотят привлечь внимание целевой аудитории к определенным идеям, сюжетам, событиям.

— Какие тенденции на рынке арт-фотографии вы видите в последние пять лет?

— В последнее время на международных художественных ярмарках и аукционах пользуются особым интересом работы выпускников и последователей Дюссельдорфской школы фотографии — Андреаса Гурски, Кандиды Хофер и других. Именно их работы в большей степени бьют ценовые рекорды. Другая важная тенденция: все большее внимание вызывают работы, сделанные с использованием ИИ.

— Как этот сектор арт-рынка чувствует себя после пандемии?

 

— Расцвет коллекционирования всегда происходит в периоды экономического процветания. Кризисы негативно влияют на интерес к коллекционированию. После пандемии коронавируса мировой рынок искусства оживился. Галереи снова заработали  в офлайн-формате. Опять стали проходить аукционы, специализирующиеся на коллекционной фотографии.

Экспозиция ЦВК Béton (Фото DR)

— Как зарубежные экономические санкции повлияли на российской рынок арт-фото?

— Санкции введенные против российских предпринимателей на Западе, как ни странно, оживили российский арт-рынок — они усилили интерес владельцев капиталов к работам российских художников и фотографов.

— Какие жанры фото сегодня наиболее популярны? Какие жанры выставляются у вас и почему?

 

— Наибольший интерес у коллекционеров вызывают работы, в которых сочетается художественная ценность произведения и его эстетическая привлекательность. Большеформатные работы нередко украшают интерьеры помещений, и поэтому зрелищность работы играет не последнюю роль. При этом жанр фотоработы отходит на второй план. В ЦВК Béton наряду с выставками исторической фотографии мирового уровня демонстрируются работы современных авторов, обладающие теми признаками, которые я назвала.

— Какие российские фотографы считаются самыми дорогими?

— На мировом и отечественном арт-рынках наибольший интерес вызывают работы классиков советского авангарда первой половины ХХ века, например, Александра Родченко, Эль Лисицкого и других. Для того, чтобы работы современных российских авторов пользовались вниманием и высоко оценивались, необходимо провести еще очень большую работу.  

— Какие московские коллекции фотографий можно назвать самыми востребованными?

 

— На выставках мы показываем работы из коллекции ЦВК Béton и охотно используем фотографии из частных собраний. Однако коллекционеры нередко не хотят называть свои имена, в таких случаях на выставках мы указываем, что  работа поступила из анонимного частного собрания. Поэтому называть имена коллекционеров я не могу.

* Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+