К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Под крылом «черного лебедя»: чему хотят учиться владельцы небольших компаний?

Дмитрий Волошин (Фото DR)
Дмитрий Волошин (Фото DR)
Стресс в экономике не мешают старту новых образовательных проектов. Инвестор, сооснователь Otus.ru Дмитрий Волошин запустил Школу бизнеса Ninox.ru в нише, которая расположена между программами уровня MBA и короткими тренингами. Волошин считает, что в российском среднем и малом бизнесе до сих пор не сложилась инфраструктура для передачи успешного опыта от одних компаний к другим

— Вы уверены в том, что 2023 год — подходящее время для старта нового образовательного проекта для предпринимателей?

— Предпринимательский климат в России, на мой взгляд, не самый благоприятный: на смену пандемии коронавируса пришли экономические санкции. Бизнес растет в условиях определенности, а сейчас, когда непонятно, что будет с процентной ставкой или логистическими потоками, долговременные планы строить трудно. В такой ситуации бизнес скукоживается. Но не умирает. В истории российского бизнеса — я имею в виду последние 30 лет, а не времена Саввы Морозова — было два поколения: предприниматели 1990-х годов и нынешние бизнесмены. Ни одно из них не работало в комфортных условиях — кризисы сменяли друг друга, перерывы между ними были недолгими. В результате слабые компании уходили с рынка, сильные становились сильнее. Другой реальности у нас просто не было. Сейчас мы столкнулись с очередными рисками. Я воспринимаю вызовы 2023 года именно так. 

— Как новостной фон влияет на образовательные запросы российских предпринимателей? 

 

— В секторе малого и среднего бизнеса, на который мы нацелились, основные проблемы связаны с обменом опытом: в России нет инфраструктуры, которая позволила бы передавать знания успешных компаний растущим предприятиям. Как показывают наши маркетинговые исследования, предпринимателям очень интересен опыт успешных коллег — респонденты говорят, что именно эти знания позволяют им выживать, развиваться в условиях, несмотря на прилеты «черных лебедей». 

— А российские бизнес-школы не научились передавать этот опыт? 

 

— Мы обнаружили лакуну в образовании для владельцев и руководителей небольших компаний. С одной стороны, есть программы уровня MBA, которые длятся полтора-два года и рассчитаны как правило на крупные корпорации. С другой — масса коротких прикладных тренингов, отвечающих на узкие запросы, например, как настроить рекламную кампанию в «Яндексе». Мы же предлагаем практико-ориентированные курсы для небольшого бизнеса. Наши курсы короче, чем программы MBA, но продолжительнее, чем тренинги. Мы повышаем профессиональный уровень владельцев и менеджеров небольших компаний через передачу практического опыта от таких же. Преподаватели — это люди, которые работают в средних компаниях и делятся своим опытом роста. 

— Насколько отличаются образовательные запросы владельцев и менеджеров бизнеса? 

— У небольших компаний с выручкой до одного миллиарда рублей в год как правило нет ресурсов для привлечения дорогих наемных сотрудников, в связи с чем владельцы часто выполняют роль топ-менеджеров и глубоко погружены в операционные процессы. Поэтому интересы собственников и топ-менеджеров в этом сегменте рынка очень близки. Наши слушатели — владельцы и руководители малого и среднего бизнеса, которые участвуют в операционной деятельности, которые заинтересованы в развитии бизнеса. 

 

— Как вы оцениваете емкость этого сегмента? 

— По статистике в России около 6 миллионов ИП и микропредприятий, однако в этом секторе наших клиентов мало, не более 2%. Также в стране есть около 220 000 малых предприятий, к которым по классификации Федеральной налоговой службы относятся компании с выручкой до 800 миллионов рублей и с численностью персонала до 100 человек, и в этом сегменте долю потенциальных клиентов можно определить как около 75 000 компаний. И, наконец, есть 17 000 средних предприятий, примерно каждому из них будут интересны наши курсы. Таким образом, я оцениваю число потенциальных слушателей школы примерно в 200 000 человек. В денежном выражении, с учетом средней стоимости курса для клиента, это составляет 26 миллиардов рублей в год. 

— Как выглядит портрет представителя целевой аудитории?

— 80% аудитории составляют мужчины. Возраст — 35-45 лет. Как правило, эти люди живут в крупных городах, из маленьких городов слушателей немного. В большинстве своем они являются основателями компаний и, как я уже говорил, занимают в бизнесе позиции топ-менеджеров. Также в школу приходят бывшие менеджеры крупных корпораций, которые ушли из компаний, потому что не хотят возвращаться в «кровавый энтерпрайз» — в данном случае я ничего не придумываю, а цитирую высказывание одного из них. Иными словами, они ценят свободу, и готовы принимать на себя риски предпринимательства. Для успешного бизнеса им нужно усилить компетенции в тех или иных областях, это и является мотивом, который приводит их в школу.

— Чему вы планируете учить слушателей?

 

— Мы насчитали около 20 функциональных сфер, в которых у бизнеса возникают проблемы — логистика, маркетинг, продуктовый менеджмент, продажи, управленческий учет, франшиза и так далее. Каждый курс посвящен решению проблем в одной из этих сфер. Мы показываем подход и даем инструменты для того, чтобы менеджер, принимающий решения, мог навести порядок в той или иной сфере. Какого человека нужно нанять для руководства этой сферой? Как его контролировать? Как выстроить интеграцию этого процесса с другими процессами? При этом мы не касаемся ни мировоззрения основателей бизнеса, ни теории экономики. Только практика. В качестве преподавателей выступают предприниматели и топ-менеджеры, которые имеют успешный опыт решения проблем в той или иной сфере. 

— Всегда ли предприниматель, который решил проблему в своей компании, может квалифицированно объяснить слушателям как именно он это сделал? 

— Практик, который решил проблему, но не имеет опыта преподавания, для нас предпочтительнее, чем теоретик, который умеет преподавать, но не решал реальные проблемы в бизнесе. Поэтому мы пригласили в компанию методистов, которые помогают практикам «упаковать» их знания в курс, сформулировать образовательный результат курса в целом и каждого урока в частности. 

— Как именно организована учеба в школе?

 

— Каждый курс состоит из 10 занятий, которые проходят в онлайн- формате. Один урок длится два часа. Мы не практикуем предзаписанные курсы, занятия идут в живую, это принципиальное условие, потому что только так обеспечивается контакт слушателя и преподавателя. Продолжительность курса — 2,5 месяца. 

— Насколько слушателям интересен опыт решения проблем в чужой компании? Исследования, которые провел Forbes Club, показывают, что у владельцев бизнеса в приоритете решение проблем в их собственных компаниях. 

— Это действительно так. Поэтому все домашние задания, расчеты слушатель делает на материале собственной компании. В результате к десятому уроку он приходит не только с диагностикой, но и с пониманием того, как он будет решать проблему, сколько ресурсов для этого потребуется и каким будет результат. На финальном занятии он, обычно, защищает проект, который является планом действий по решению проблемы. 

— В учебный план школы вы внесли 20 тем, какие из них вызывают наибольший интерес у российских предпринимателей в 2023 году? 

 

— В упрощенном виде есть три главных составляющих бизнеса: маркетинг, продажи, продукт. Предприниматель постоянно работает в этом треугольнике: продажи «подкрутил» — продукт требует внимания. Поправил продукт — надо перестраивать маркетинг. Попутно возникают дополнительные задачи в логистике, управленческом учете или HR. 2023 год — не исключение. Отмечу только, что сегодня во всех сферах возрастает роль цифровых инструментов, но мы не делали курс по цифровизации, потому что считаем, что «цифра» встроена во все функции бизнеса. Цифровые решения мы рассматриваем во всех курсах школы. 

— Планируете ли вы создавать сообщество выпускников школы? 

— Мы планируем организовать два сообщества, поддерживающих работу школы. Почти два года назад мы создали Клуб менторов, в который приглашаем предпринимателей, имеющих подтвержденную экспертизу помощи другим компаниям. Сейчас в клубе почти 100 человек — это основатели компаний, они разбираются в разных аспектах ведения бизнеса, и у них есть опыт помощи другим предпринимателям. Если мы научим их преподавать, их возможности расширятся. Им интересны новые задачи, нам интересна их экспертиза. В перспективе организуем и клуб выпускников Ninox. Практика других бизнес-школ показывает, что в сообществах выпускников самое ценное для участников — горизонтальные связи, обмен опытом на основе доверия. 

* Информационная поддержка  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+