К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Зоопарк» приложений уходит в прошлое: какие коммуникации выбирает российский бизнес


В 2020 году пандемия коронавируса заставила компании перевести сотрудников из офисов в виртуальное пространство, в результате в каждой организации возник «зоопарк» приложений, которые использовались для организации встреч, отслеживания задач, проектной работы. Однако скоро бизнес разочаровался в «зоопарке» и стал искать другие решения для построения корпоративных коммуникаций. Какие требования предъявляют компании к инструментам информационного взаимодействия? В этом разбирались участники круглого стола, который провели Forbes и Московский инновационный кластер

Сегодня у бизнеса в России есть большой запрос на цифровые инструменты. Главные требования к средствам корпоративных коммуникаций состоят в том, что эти сервисы должны быть максимально функциональными и удобными для пользователей. Об этом на круглом столе «Корпоративные коммуникации как бизнес-процесс» рассказал  генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» Алексей Парабучев. Он представил участникам встречи аналитическое исследование основных трендов в области бизнес-коммуникаций, подготовленное осенью 2022 года.

Авторы исследования выяснили, что главными трендами являются персонализация, интеграция и автоматизация: корпоративные коммуникации становятся более «заточенными» на конкретного сотрудника; инструменты для взаимодействия работников выстраиваются в экосистему; в информационном обороте компаний все большую роль начинают играть большие данные, позволяющие принимать управленческие решения на основе алгоритмов искусственного интеллекта.

Другой важный тренд — использование мобильной связи. «Мы видим, что все коммуникации уходят в мобильный формат. Если раньше сотрудники писали через корпоративную почту, теперь они пересылают файлы через специальные защищенные внутрикорпоративные мессенджеры», — заявил Алексей Парабучев.

 

С выводами исследователей согласился Андрей Демин, генеральный директор компании tada.team, которая разрабатывает российский корпоративный мессенджер: «Сегодня у нас более 30 000 пользователей, среди которых есть крупные компании и предприятия малого и среднего бизнеса. В течение 2022 года tada.team увеличила клиентскую базу в девять раз. Мы задаем клиентам вопрос, какие функции должны быть в корпоративном мессенджере. Ключевые требования — простота использования и связанность всех функций друг с другом. У пользователя должна быть возможность с помощью одной кнопки открыть почту, назначить встречу, занести ее в календарь, подключиться к видеоконференции, снова вернуться в почту и так далее. Сотрудникам удобно, когда встречу в корпоративном мессенджере можно назначить прямо из чата или из видеоконференции, когда переход от одной операции к другой делается легко и просто».

Алексей Парабучев подчеркнул со ссылкой на результаты исследования, что российский бизнес предъявляет устойчивый спрос на инструменты для построения информационного оборота. В ответ на этот спрос более 20 российских компаний разрабатывают корпоративные мессенджеры, которые могут быть интегрированы в информационные экосистемы компаний.

 

Исследование показало, что эффективные корпоративные мессенджеры позволяет компаниям получать ощутимую экономическую выгоду: во-первых, бизнес начинает экономить ресурсы, потому что поддерживать один мессенджер дешевле и проще, чем множество сервисов. Во-вторых, автоматизация отдела продаж позволяет увеличить выручку: среди респондентов, опрошенных в ходе исследования, были такие, которые заявляли о росте выручки на 20-30%. На вопрос о том, как быстро окупились расходы на покупку корпоративных мессенджеров, компании ответили: срок окупаемости составил от 6 до 12 месяцев.

Помимо экономических аспектов у средств коммуникаций есть не менее важные – социально-психологические. Директор по бренду работодателя и внутренним коммуникациям МТС Екатерина Фролова поделилась наблюдениями за тем, как сотрудники включаются в виртуальные коммуникации. Есть две группы, которые эмоционально реагируют на виртуальный формат общения: одни боятся выпасть из информационной повестки, другие — наслаждаются тем, что выпали из офисной суеты и возвращаться на рабочие места не хотят. Как говорит Екатерина, сегодня перед бизнесом стоит задача, как выстраивать информационную среду с учетом интересов обеих групп.

Корпоративные мессенджеры все чаще начинают выполнять социальную функцию, создавая неформальное и доверительное общение между работодателем и сотрудниками в тех сферах, где до этого подобное общение было минимальными. Например, на производстве или стройке.

 

«Еще несколько лет назад единственным средством общения руководства и сотрудников на больших производствах, где люди не сидят за компьютерами, а работают у станков, была так называемая информационная доска, – замечает Андрей Демин, – Сегодня, с появлением корпоративных мессенджеров, у компаний появляется возможность общаться со своими сотрудниками напрямую в мессенджере, это позволяет создать доверительную атмосферу и получать обратную связь, а значит, сделать процессы взаимодействия более прозрачными».

Главный редактор издательства «Альпина Паблишер», кандидат экономических наук Сергей Турко назвал доверие главным качеством корпоративной экосистемы: «Вопрос коммуникаций неотделим от управления и от его качества. Вы никогда не придумаете инструменты, которые создадут доверие, если его нет. Доверие возникает из личных контактов и общих целей». По наблюдениям Сергея, в компаниях, где управленческие процессы были выстроены до пандемии, где руководители и сотрудники находятся в одном смысловом пространстве, оснований для паники при переходе «в цифру» не было.

На вопрос модератора круглого стола — главного редактора журнала Forbes Club Андрей Семеркина о том, какие инструменты коммуникаций являются главными в их компаниях, участники встречи дали неожиданные ответы.

Руководитель цифровых коммуникаций «Микрон» Кирилл Куликов, сооснователь и СЕО Mygenetics Владимир Волобуев и директор по коммуникациям и внешним связям «РЖД Медицина» Александр Милых ответили, что ключевую роль во внутренних коммуникациях их компаний по-прежнему играет корпоративная почта, а не мессенджеры. А PR-директор «Детского мира» Наталья Рычкова сказала, что пока еще рано отказываться от такого инструмента как как информационная доска на стене офиса: в компаниях есть сотрудники, которые не вовлечены в профессиональное общение на смартфонах.

Независимый директор Evraz и руководитель Института права цифровой среды Высшей школы экономики Руслан Ибрагимов отметил, что на профессиональные коммуникации распространяется требование законодательства о тайне переписки и призвал соблюдать в корпоративном общении нормы цифровой гигиены: «Коль скоро мы стали доверять персональную информацию цифровым носителям, мы должны понимать, какие средства коммуникации использовать для разных целей, как разделять личное и деловое, понимать как реагировать на ситуации, когда личная информация может оказаться в корпоративном пространстве».

 

Подводя итоги встречи, Андрей Демин сказал: «Мы видим стремление компаний упорядочить использование различных инструментов в рамках одной организации, сделать информационную среду бесшовной. Также мы видим ясный запрос на упрощение использования этих инструментов: по некоторым оценкам сотрудники тратят около четырех часов в неделю на то, чтобы переключаться между корпоративными инструментами и адаптироваться в различных интерфейсах».

Эксперт подчеркнул, что при разработке сервиса tada.team  были приняты во внимание ключевые пожелания бизнеса: «Создавая корпоративный мессенджер, мы учитывали актуальные тренды. При этом основной запрос, который мы видим от клиентов — это запрос на удобство и информационную безопасность, которой уделяем очень большое значение».  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+