К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа меняет курс: традиционный подход к образованию остался в прошлом

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В Школе управления СКОЛКОВО состоялась дискуссия о будущем системы образования. Встреча прошла 25 января 2022 года и была приурочена ко Дню студента. Участники обсудили самые главные тренды в развитии образовательной отрасли, перспективы сотрудничества компаний и вузов в подготовке специалистов

В беседе приняли участие президент компании МТС Вячеслав Николаев, генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, ректор Школы СКОЛКОВО Юрий Левин, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и директор Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков.

Привычный образовательный путь, когда обучение завершается одновременно с  окончанием вуза, ушел в прошлое: специальности стремительно меняются в результате цифровизации.  «Все профессии становятся немножко про IT», – комментирует глава МТС Вячеслав Николаев. 

Чтобы сохранить актуальность на рынке труда, работники стремятся постоянно актуализировать знания и получать новые навыки, а учебные заведения встраиваются в этот тренд, констатировал в ходе дискуссии ректор Школы управления СКОЛКОВО Юрий Левин. Он подчеркнул, что высшее образование сегодня меняется так же быстро как и все другие сферы деятельности человека, например, экономика.

 

Это закономерно, ведь высшее образование – огромная отрасль с миллиардными оборотами и тысячами вовлеченных в нее людей, которая очень глубоко проникает в общественную жизнь и влияет на социум, продолжил его мысль Дмитрий Ливанов.

Сам себе профессор

Родителям нужно не мешать детям, когда те выбирают будущую карьеру, уверен Андрей Волков. Профессор Волков выступает за то, чтобы передать инициативу в обучении студенту.

 

«Нам кажется, что нужно начинать обучение в вузе с фундаментальных вещей, а затем давать студентам больше самостоятельности, больше возможность выбирать и при этом делать акцент на практическом применении знаний», – согласилась с Волковым Елена Бунина. По ее словам, сегодня, студенты гораздо чаще чем раньше задаются вопросом, где можно будет применить то, что они изучают.

Вячеслав Николаев в своем выступлении сделал акцента на soft skills. Как отметил спикер, его корпорация стремится нанимать неравнодушных людей, которые хотят добиваться успеха: сегодня ценятся инициатива и ответственность. «Компаниям нужно адаптироваться к новой реальности, поэтому мы участвуем в большом количестве образовательных программ для талантливых и активных студентов – MOOVE со Школой СКОЛКОВО, совместной магистратуре с Физтехом и других», – отметил глава МТС.

Lifelong Learning – это надолго

Студенты и слушатели образовательных программ понимают, что не могут всю жизнь опираться на знания, которые они получат во время учебы, – констатирует Юрий Левин. «Существует потребность учиться постоянно, адаптировать полученные знания к меняющимся трендам. Подход Lifelong Learning, когда человек непрерывно учится, совершенствуя свои навыки, становится реальностью», – сказал он.

 

Этот подход доказывает актуальность в эру цифровой экономики. Школа управления СКОЛКОВО делает акцент на обучении техническим навыкам. Однако для развития цифровой экономики так же сильно необходимы soft skills, отметил ректор СКОЛКОВО. Возможность работать в команде, подстраиваться под других, не бояться смотреть в глаза своему собеседнику – всему этому традиционные вузы не уделяют достаточного внимания.

Корпорации должны быть активно вовлечены в образование, убежден ректор Школы управления СКОЛКОВО – сотрудничество вузов и компаний дает возможность готовить сотрудников, которые будут востребованы в современной экономике. «У Школы есть совместная с МТС программа MOOVE: МТС спонсирует проект, но выпускники имеют возможность работать в разных местах, так что компания помогает готовить специалистов не только для себя, но и для экономики в целом. Это пока редкий для России подход, но он уже доказал свою состоятельность», – говорит Юрий Левин.

«Сейчас люди учатся значительно больше, чем они учились 20-40 лет назад – просто по продолжительности. При этом кардинальные перемены происходят в содержание вузовских программ», – отметил Дмитрий Ливанов.

Кто будет нужен рынку через 10 лет?

Спрос на специалистов в IT сегодня действительно очень высокий, констатирует Вячеслав Николаев. Однако профессиям этой сферы уже в ближайшем будущем будет угрожать искусственный интеллект. «Наступает время общей IT-грамотности как нормы жизни. Этот навык становится частью многих профессий. Например, журналисты не перестают быть востребованными. При этом профессия журналиста абсолютно точно требует навыков IT, потому что и получение информации, и распространение информации происходят в цифровой среде, – пояснил глава МТС.

Количество людей, которые будут нужны в IT-профессиях, скорее всего, начнет снижаться, прогнозирует он, однако наверняка будут востребованы гуманитарные профессии, связанные с человеком. Также растет спрос на людей, которые умеют быстро адаптироваться, изобретать технологии и понимать, где их применить. Будущее – за фундаментальными знаниями и социальными навыками.   

 

Запись дискуссии можно посмотреть здесь

* Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+