«Мы думаем инновациями»: как «Иннотех» планирует стать лидером в финтех-разработке
— Сегодня мы наблюдаем стремительную цифровизацию самых разных областей нашей жизни. Расскажите, когда вы сами впервые в жизни столкнулись с ИТ и когда поняли, что за ними будущее?
Игорь Калганов, генеральный директор ГК «Иннотех»: Сколько себя помню, в доме всегда был компьютер и много разнообразных микросхем и контроллеров. Папа работал в НИИ и преподавал микроэлектронику в вузе. Он же, видя мое влечение к технологиям, подарил первые книги по программированию, которые и привели в прекрасный виртуальный мир, где через строчки кода можно создавать большие цифровые вселенные — первые форумы и чаты, игровые гильдии и онлайн-магазины. Первые деньги в ИТ заработал на четырнадцатилетие: ярко помню этот момент, равно как и не лучшее ими распоряжение.
Алексей Волынкин, первый заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ГК «Иннотех»: Дома появился персональный компьютер от IBM. Моя мама тогда еще работала в ФАПСИ и занималась написанием дизассемблера — не помню зачем, но для чего-то это было нужно. Чуть позже уже в школе я освоил азы программирования и увлекся популярной тогда сетью обмена файлами FIDO. А уже всерьез столкнулся с ИТ на первом месте работы — промышленные СУБД, системы онлайн-обработки мобильных звонков и т.д. Пожалуй, именно в тот момент я осознал, что за технологиями будущее. На моих глазах и с моим участием страна успешно внедряла передовые телекоммуникационные сервисы.
Антон Якимов, технический директор ГК «Иннотех»: Папа трудился в подразделении по автоматизации систем управления предприятием, где работы выполнялись на больших черно-белых мейнфреймах. Я познакомился с компьютерами в детстве, ещё до школы, и они так или иначе сопровождали меня всю сознательную жизнь. Дальше все развивалось стандартно — вокруг появлялись старшие товарищи, которые стали разработчиками-самоучками. Глядя на их заработок и умение делать классные вещи, я освоил пару языков программирования. Затем устроился в компанию, которая делала интернет-сайт для магазина наручных часов. Уже тогда осознал, что технологии помогают делать жизнь проще и интереснее.
Ольга Добрякова, заместитель генерального директора по стратегическим инициативам и организационному развитию ГК «Иннотех»: Впервые с технологиями я столкнулась еще в начальной школе в книгах Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Уже в этих произведениях 50-х годов XX века были отсылки к беспилотным автомобилям, большим широкоформатным экранам, беспроводным наушникам и многому другому. Не зря «инженер» переводится как «выдумщик» или «изобретатель». Сегодня мы так определяем и ИТ-специалистов, ведь сфера инноваций — это настоящий синтез творчества и науки. Именно это меня и привлекло еще в детстве в книгах фантастов.
— Зачастую команды в ИТ-компаниях состоят из специалистов с опытом из разных индустрий. В «Иннотехе» аналогичная ситуация?
И.К.: Недавно для включения в коллегиальные органы управления потребовалось достать с дальней полки университетский диплом. Я с удивлением обнаружил, что моя специальность — информационные системы в банковском деле — точно совпадает с моими задачами как главы финтех-разработчика. Плюс двойной диплом информатик-экономист — более точного попадания в профессию мне кажется сложно представить.
А.В.: Я пришел в ИТ достаточно естественным образом, окончив МГТУ им. Н. Э. Баумана. Но в моем окружении много ребят, кто приходил, совершенно не имея профильного образования. Мне кажется, сейчас порог входа уже не такой высокий, как 10–15 лет назад. Профессия доступна каждому. Более того, в современном мире базовые знания и навыки в области ИТ обязательны для любой профессии, так как цифровизация коснется всех.
А.Я.: Вообще, я по образованию математик. В вузе еще была кафедра технологий программирования, но программа не успевала за трендами рынка. Скорее там закладывали базовые вещи, а не учили решать прикладные задачи. Поэтому настоящий опыт и знания пришли только с практикой. Я поработал в разных компаниях: и российских, и международных. 14 лет посвятил работе в телеком, где занимался аналитикой, писал требования, в какой-то момент даже какие-то инсталляторы собирал. И, конечно, занимался разработкой: сначала фронтом (клиентская сторона пользовательского интерфейса к программно-аппаратной части сервиса — Forbes Agenda), потом бэком (программно-аппаратная часть сервиса, отвечающая за функционирование его внутренней части — Forbes Agenda), девопсом (методология разработки ПО, задача которой в том, чтобы наладить взаимодействие программистов и сисадминов в компании — Forbes Agenda) и тестированием, проектировал базы данных, участвовал в архитектурных решениях. Я уверен, что разработчику необходим опыт из разных отраслей, он помогает находить новые идеи.
О.Д.: До прихода в ИТ-отрасль 12 лет назад я была главой M&A-команды (сопровождение сделок по покупке и продаже бизнеса — Forbes Agenda) и директором по персоналу шведской страховой компании, когда та выходила на российский рынок. С приходом в ИТ, смогла применить предыдущий опыт менеджмента и адаптироваться благодаря гибкому мышлению и навыку быстрого самообучения. В сфере инноваций найдется место любому талантливому специалисту, если он, во-первых, умеет действовать итерационно, учась на своих ошибках, а во–вторых, обладает пытливым умом, постоянно самосовершенствуясь и изучая новое. В мире технологий это просто необходимо, так как тренды рынка меняются каждый день. Сотрудник, обладающий этими двумя качествами, может перейти в ИТ из любой индустрии.
— Что из себя представляет ваша компания, в чем ее миссия? Как можно объяснить ваш стремительный рост в пандемию?
И.К.: ГК «Иннотех» разрабатывает инновационные решения для банковского сектора, стремится стать крупнейшей софтверной компанией страны и прочно занять лидирующие позиции на российском и международном рынках. Нам всего полтора года, но, сделав на старте ставку на инвестиции в людей и технологии, мы показываем самую высокую скорость роста и масштабирования, скорее всего, за всю историю российского ИТ-рынка. Из пандемии, при всем ужасе происходящего в мире, мы вынесли несколько уроков. Один из них связан с тем, что удаленка — это нормально. Можно расти в более чем 100 городах одновременно без офлайн-присутствия. Как только границы физического мира стерлись, мы оказались одними из немногих, кто смог собрать все бенефиты от сложившейся ситуации и показать стремительный рост.
А.В.: Мы изначально родились в разгар пандемии. Компаниям, которые перестраивались с нуля, было очень сложно. Мы же со старта настроились на новые обстоятельства и приняли их как данность, сделав все процессы не привязанными к физической локации. Трудности были связаны с тем, что надо было сделать ряд вещей, которые раньше никто не делал. Например, никто еще не трудоустраивал в режиме удаленки до 500 человек в месяц.
О.Д.: Успех «Иннотеха» также объясняется прекрасной командой, которая изначально имела опыт в крупных международных проектах продуктовых компаний. Это обеспечило слаженность на берегу. Также большую роль играет общая любовь к технологиям. Наш девиз — «We Think Innovations» (русск. — «Мы думаем инновациями» — Forbes Agenda).
— Всего за полтора года вы наняли более 6000 разработчиков. Как вам это удалось при дефиците кадров на рынке?
А.Я.: Достойные условия труда и высокая зарплата — это не единственная составляющая, чтобы привлечь специалистов в компанию. Их интересует возможности запускать амбициозные проекты, создавать продукты, которые станут фундаментом для развития цифровой индустрии. Именно поэтому к нам и идут: мы даем талантливым специалистам возможность раскрыться и проявить себя. Сегодня на глобальном ИТ-рынке сосредоточены тысячи профессионалов из России, которые, к сожалению, утратили с ней связь. Мы хотим изменить ситуацию и создать условия для заработка и участия в крутых проектах, оставаясь в родном городе и стране. Мы сохраняем гибкость, мобильность, легкость, стараемся трансформироваться внутри, переводя полностью все процессы в цифру, отказываясь от бюрократических историй и других артефактов. Мне кажется, ребята это чувствуют и отвечают высокой лояльностью.
О.Д.: В среднем на одного разработчика приходится от пяти до восьми предложений о работе. Конкуренцию выдержат те, кто объединяют вокруг себя единомышленников общим смыслом, который нужен каждому человеку. Если сотрудники понимают миссию компании и свой вклад в развитие рынка и даже мира, то это увеличивает их лояльность — даже больше уровня заработной платы.
— Как построена система управления в ГК «Иннотех»?
И.К.: Нам повезло в этом смысле — многие из тех, кто находится у руля, знают друг друга многие годы. Это очень важно в эпоху ограничений, потому что очень сложно сработаться с людьми, не видя их лично. На сегодняшний момент структура выглядит следующим образом: есть я, генеральный директор, у меня несколько заместителей, отвечающих за ключевые направления. В первую очередь, это направления HR, которое включает в себя и оргразвитие, и стратегические инициативы — все, что касается развития команды, ее позиционирования и взаимодействия с внешним миром. Самый большой — технологический блок разработчиков. Третий блок развития бизнеса — это ребята, которые отвечают за взаимодействие с внешним рынком, за привлечение новых клиентов.
О.Д.: Наша система управления построена на прозрачности, простоте и скорости. При больших масштабах это возможно только при одном условии — все рутинные процессы должны быть цифровизированы, а весь потенциал высвобожден только на творческие задачи, направленные либо на созидание чего-то нового, либо на оптимизацию и улучшение.
А.В.: Здесь подходит термин «бионическая компания». Это когда технологии становятся полноценным участником всех внутренних процессов. Компьютерная система обретает статус коллеги. Мы делегируем множество процессов искусственному интеллекту, а команда фокусируется на более креативных задачах.
А.Я.: У нас 6000 разработчиков, и мы используем искусственный интеллект, который помогает принимать решения, распределять задачи, формировать лучшие команды, исходя из накопленных данных. Конкуренция за ресурсы сейчас чрезвычайно велика, поэтому бионический подход становится преимуществом.
— Как вам удается поддерживать внутреннюю коммуникацию при удаленной работе?
И.К.: Наши сотрудники работают удаленно из самых разных городов России. Они не были знакомы друг с другом и с нами лично. Из-за этого особо остро стояла задача по выстраиванию эффективной внутренней коммуникации. Мы придумали довольно нестандартное решение: осенью в преддверии дня рождения компании запустили Innotech On Tour — автобусное «роад-шоу» топ-менеджеров по регионам, где работают наши сотрудники. Мы уже посетили шесть городов, а в итоге проедем 10 000 км и 17 городов России, чтобы лично познакомиться с командой, провести встречи с коллегами, образовательные мероприятия, вечеринки и концерты.
— Вы представлены в России и Белоруссии, а в 2022 году планируете выйти на Ближний Восток, Африку и Юго-Восточную Азию. Почему выбрали именно эти рынки?
И.К.: Мы готовимся к большой экспансии на рынок СНГ. Но и Юго-восточная Азия, и Ближний Восток, и Северная Африка сейчас также переживают цифровую трансформацию. Многие страны перепрыгивают через длительные этапы, которые проходили Европа и США. Там возникают «голубые океаны» (неосвоенное рыночное пространство — Forbes Agenda) в области финтеха. Они понимают, что в ответ на рубль, доллар или единицу местной валюты, вложенные в цифровизацию, они смогут получить до 10 единиц в ответ практически моментально. В условиях быстро меняющихся трендов рынка им гораздо проще развиваться с нашими темпами роста. Поэтому мы выбрали не самый стандартный для российских стартапов вектор роста.
— Есть ли у вас партнерские проекты для развития инноваций?
А.В.: Безусловно, в нашем ДНК есть открытость к разного рода партнерствам. В России у нас есть как коммерческие совместные проекты с клиентами, так и партнерства с вузами, среди которых Университет Иннополис, Дальневосточный федеральный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Вместе с вузами мы не только усилим разработку инновационных проектов, но и создадим образовательную и практическую базу для поддержки ИТ-талантов.
— Какие главные достижения компании можете выделить за последний год? Какие цели ставите на 2022 год?
И.К.: Самые значимые достижения связаны с релизами партнеров и заказчиков: их результаты, в том числе выраженные в итоговых цифрах по прибыли за год уходящий — лучший индикатор качества совместной работы команд. Также к ключевым достижениям могу отнести выполнение планов по росту компании, какими бы амбициозными они ни были. В начале года это было на грани невозможного, но итоги года уже практически подведены, и результаты поражают даже нас самих. Мы уже готовим новую стратегию до 2024 года, которая связана с выходом на международные рынки и отвечает амбициям занять лидирующие позиции в сфере цифровых банковских продуктов.
А.В.: Во-первых, мы собрали огромную команду. Во-вторых, проходим путь развития компании без потерь эффективности и с минимальными дополнительными костами. В-третьих, успешно сформировали продуктовый портфель в условиях пандемии и ограниченности офлайн-коммуникаций. В следующем году мы планируем организовать поставку наших решений за пределы России. Не только в СНГ, но и в страны дальнего зарубежья.
А.Я.: Я считаю, за полтора года нам удалось сделать невозможное и максимально ускорить разработку инновационных решений. В планах только наращивать активности в этой части и продвинуться еще дальше в развитии модели бионической компании, отдавая максимальное количество задач в руки автоматизации и искусственного интеллекта.
О.Д.: Среди главных достижений я бы отметила: яркий успех на старте, создание полномасштабной технологичной компании на территории России, быстрый и эффективный переход от модели бодишоп (компания, главная задача которой — «продать» своих программистов заказчику, который, как правило, находится в какой-то из стран с более развитым рынком ИТ-услуг — Forbes Agenda) к модели продуктовой разработки. И это все за полтора года. В 2022 году «Иннотех» будет динамически расти и масштабировать бизнес, но уже с прицелом и на международные рынки. Мы также продолжим максимально прогружать искусственный интеллект во внутренние процессы — в наши сервисы и системы. Как любят говорить футурологи, скоро в HR должно появиться подразделение для обучения роботов, а не только для обучения людей. В каждой визионерской шутке есть доля правды. И мы как раз стремимся к тому, чтобы технологии помогали не только клиентам, но и нам самим.
*Информационная поддержка