Рост на 64%, ESG и новые сервисы: как меняется рынок лизинга
В рамках форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!» Дмитрий Ивантер, генеральный директор «ВТБ Лизинг», рассказал Дмитрию Озману, директору по развитию Forbes Russia, об ESG-портфеле компании, проекте «Автомобиль по подписке», а также о направлениях отрасли, которые растут сегодня быстрее всего, и тех, что, наоборот, сильно потеряли в объемах за последний год
В интервью Дмитрий Ивантер отметил, что сейчас на рынке наблюдается рост влияния автолизинга: за девять месяцев этот сегмент вырос на 64%. Также спикер упоминает еще две важные тенденции в сфере — рост в этом году доли малых и средних предприятий в новых сделках в лизинге до более чем 60% и запуск новых сервисов, например, подписки.
Еще один тренд в отрасли лизинга связан с подорожанием автомобилей и высоким спросом на них. Топ-менеджер рассказывает, что это привело к активному развитию нового сегмента — лизингу бывших в употреблении автомобилей, стоимость которых ниже. В разговоре упомянули и тренд на контейнеризацию в железнодорожной сфере. Так, транзит Европа-Азия вырос практически в полтора раза, а сегмент контейнеров в отрасли составил 12% — их бизнес берет в основном в лизинг.
Если говорить о сегментах лизинга, которые значительно «просели» за последние два года, то здесь Ивантер отмечает недвижимость и иностранные воздушные суда.
Не обходит стороной лизинг и повестка социально ответственной экономики. Эксперт рассказал, что 80% лизингового портфеля в России — это транспорт, который сейчас находятся в фокусе ESG-трансформации. По словам Ивантера, в 2020 году транспортные средства на сжиженном природном газе передавали клиентам десятками, в этом году — сотнями, а в следующем году будут, вероятно, тысячи единиц такого транспорта. Однако аналитики «ВТБ Капитал» посчитали, что транспорт — наиболее затратная отрасль для декарбонизации, процесс будет постепенным. Бизнесу нужны определенные стимулы для приобретения таких транспортных средств, так как, например, электрический грузовой автомобиль стоит в два раза дороже обычного. Если стимулировать переход введением дополнительных налогов на традиционный транспорт, дополнительная стоимость грузоперевозки может быть заложена компаниями в цену продукта, что усилит инфляцию. Поэтому Ивантер считает, что для декарбонизации транспорта требует сбалансированного подхода, не нужно торопить события, важно искать способы удешевить производство экологичных видов транспорта.
Зеленый портфель «ВТБ Лизинг» на данный момент составляет 11 миллиардов рублей: 60% приходится на автомобильный транспорт, в основном пассажирский, 40% — на морские суда. По словам спикера, группа ВТБ приняла стратегию для реализации концепции устойчивого развития и объявила о создании ESG-платформы. Основное препятствие для реализации планов — отсутствие механизмов для более дешевого фондирования ESG-проектов, но Ивантер полагает, что в течение следующего года с такими механизмами определится и рынок в целом, и ВТБ в частности. ESG-проекты будут рейтинговаться и получать определенные преференции в ставках фондирования. Это будет сказываться и на ставке финансирования для клиентов.
Также осенью 2021 года «ВТБ Лизинг» выпустил на рынок проект «Автомобиль по подписке», а уже в декабре этот сервис появится в мобильном приложении «ВТБ Онлайн». Контракт предполагает ежемесячные платежи и заключается на выбранный клиентом срок: обычно от полугода до трех лет. По словам Дмитрия Ивантера, основную заботу об автомобиле берет на себя лизинговая компания. Через приложение можно будет заказать заправку автомобиля или выбрать удобное время для технического обслуживания: автомобиль заберут от дома, а после вернут обратно. В 2022 году «ВТБ Лизинг» обещает выдать по подписке до трех тысяч автомобилей, обеспечить наиболее удобный клиентский путь и расширить модельный ряд машин.
*Информационная поддержка