Суперкомпьютер и обновленная платформа ML Space: что представил «Сбер» на AIJ 2021
СТО Сбербанк Груп, исполнительный вице-президент Давид Рафаловский рассказал в интервью Forbes Agenda о новом суперкомпьютере Christofari Neo, обновлении платформы ML Space и новинках в области ИИ, представленных на конференции AI Journey-2021
— В своем выступлении вы представили много новых технологических продуктов, можете рассказать подробнее о них?
— С моей точки зрения, одно из самых значимых объявлений, которое мы сделали сегодня — это масштабное обновление нашей платформы ML Space от SberCloud. Нам кажется, это важно. На российском рынке есть огромный дисбаланс: много компаний инвестируют в искусственный интеллект, в технологическую трансформацию, но, к сожалению, опытных специалистов в этой области недостаточно. Поэтому любые инструменты, которые позволяют им делать свою работу быстрее, удобнее, более продуктивно — это хорошо для нас и для всего рынка. Вот сегодня было много объявлений, связанных с продуктивностью, легкостью в использовании инструментов для таких специалистов.
Прежде, чем перейти ко второй новинке, мы должны сделать полшага назад и поговорить об облачных технологиях в России. Есть довольно много компаний, которые хотели бы использовать облачные технологии, но по регуляторным или по каким-то другим причинам не могут этого делать в полном объеме. И вот поэтому мы объявили о новом продукте, о новой версии платформы ML Space, которая называется ML Space Private. Нам она тоже кажется крайне значимой, потому что позволяет компании жить в гибридном режиме. Использовать свои мощности в своем центре обработки данных и в какой-то момент времени постепенно переходить на облачные решения. Это тоже будет крайне полезно, особенно на рынке России.
Также хочу вам рассказать о нашем новом суперкомпьютере. Это второй суперкомпьютер от «Сбера», который называется Christofari Neo — один из самых значимых элементов нашей технологической стратегии. И это важно не только для нас, но и для всего рынка.
— Есть еще одна новинка, которую недавно анонсировал «Сбер», о ней сейчас довольно много говорят в интернете. Я про мультимодальную нейросеть ruDАLL-E. Где можно использовать эту технологию?
— Да, действительно, мы создали первую в мире нейронную сеть ruDALL-E, которая способна создавать изображения на основе текстового описания на русском и иностранных языках. Вы можете, например, если у вас есть приложение «Сбербанк Онлайн» или приложение «Салют» , сказать виртуальному ассистенту: «Позови художника». Далее озвучить ему какое-то предложение или фразу и посмотреть, что этот молодой художник нарисует. Для чего это было сделано? Есть много применений. Например, мы выпустили альбом Thriving Machine, созданный с помощью нашей нейронной сети, и как в любом музыкальном альбоме там есть обложка, и ее нарисовала сеть ruDАLL-E. И еще есть довольно много сценариев в бизнесе, когда нужна иллюстрация или визуализация чего-либо. А эта нейросеть, хотя скорее ее следующая версия, сможет помочь в разных областях от музыкальной индустрии до электронной коммерции.
— Недавно, выступая на Web Summit в Лиссабоне, вы анонсировали открытие первого R&D-центра (центр исследований и разработки — Forbes Agenda) в первом квартале 2022 года в Берлине. Какая стратегическая цель за этим стоит?
— Все очень просто. Мы должны быть там, где есть таланты. Нас очень часто спрашивают, какие есть риски невыполнения нашей стратегии, что нам может помешать. И ответ всегда один и тот же. Риски есть разные, их больше, чем один, но самое главное — это риск команды. Привлечение и удержание наших лучших специалистов — это один из наших главных приоритетов. Мы открываем R&D-центр в Берлине, потому что там есть большое количество русскоговорящих талантливых инженеров.
— А в целом, какая у «Сбера» сегодня технологическая стратегия?
— «Сбер» — технологическая компания, которая решила инвестировать в экосистемную бизнес-модель. Внутри этой экосистемы у нас есть наши корни: мы большой успешный банк, мы этим очень гордимся. Но теперь мы больше, чем банк. И когда мы говорим о себе как о технологической компании, мы делаем, создаем, используем технологические продукты, которые базируются на технологических платформах. Наша стратегия — это быть технологической компанией и создавать для наших клиентов технологические решения.
— «Сбер» имеет у себя в портфеле аналог App Store и Google Play — SmartMarket. Как работает эта платформа?
— Для большинства людей понятно, как это работает: есть некий маркетплейс, там есть приложение, их можно скачать на телефон и использовать. Но мы хотели, чтобы навыки нашего виртуального ассистента «Салют» могли создаваться не только внутри команды «Сбера». Поэтому мы сделали инструментарий для разработчиков. И мы решили дать его всему рынку бесплатно. И это привело к очень хорошим результатам. У нас сейчас почти 30 000 внешних разработчиков, которые используют разные платформы, в том числе платформу SmartMarket. И нам кажется, это очень хорошая модель, когда любой, даже маленький стартап может создать навык для виртуального ассистента, и он завтра может появиться на всех площадках, где «Сбер» общается с нашей большой клиентской базой. Где еще можно выйти на стомиллионную аудиторию России с бесплатными инструментами и всей технологической поддержкой, которую мы предоставляем? Вот почему мы инвестировали в SmartMarket.
*Информационная поддержка