Воля разума и делегирование полномочий. К выставке «Линия Рафаэля 1520-2020»
Душа компании и красивый юноша, Рафаэль со всеми находил общий язык, со всеми ладил, всех мирил и мог поддержать любую тему в разговоре. Водоворот римской жизни всё более уводил ренессансного художника от работы, и в жизни гения не оставалось времени на творчество. В то же время его мастерская получала всё больше заказов на строительство, украшениеи роспись интерьеров, портреты и алтарные картины, желанные дипломатические подарки их разных стран, и особенно из Франции. Перегруженность мастерской приводили к казусам и рождению анекдотов. Один из них рассказал Джорджо Вазари: Агостино Киджи, главный банкир Святого престола, отчаянно привлекал на свою загородную виллу Урбинца, заманивая его возлюбленной, чтобы тот проводил время с Форнариной и работал «на объекте». Это, конечно, легенда. История свидетельствует о том, что Рафаэль тщательно и продуманно подбирал себе команду, способную воплотить его замысел таким образом, будто это творение кисти самого мастера. Каждый из учеников специализировался на чем-то одном, но одновременно мог заниматься и всем остальным: фигурами, архитектурой, растениями, животными, красками, картонами, гравюрами.
Одним из подобных образцов работы наставника и мастерской служат фрески из собрания Государственного Эрмитажа, которые когда-то украшали виллу Стати на Палатинском холме в Риме. Небольшая лоджия была заказана мастерской, вероятно, в год смерти Рафаэля в 1520, специально к свадьбе важного римлянина Кристофоро Стати. Тема росписи лоджии посвящена любви богини Венеры и юноши Адониса. Монументальные композиции повторяют небольшие фрески, созданные первоначально по рисункам Рафаэля, в ванной комнате, стуфетте кардинала Бибиены в Ватиканском дворце. В 1856 году фрески палатинской лоджии были сняты со стен и в 1861 попали в собрание Императорского Эрмитажа. Уникальный ренессансный комплекс можно увидеть на выставке «Линия Рафаэля. 1520-2020», представленный зрителям в поцессе исследования и реставрации.