Картина мастерской Рафаэля – оригинал или копия?
При всей занятости Рафаэль успевал иллюстрировать идеи, делая наброски, которые воплощали в красках – и не один раз – его ученики. Любимые из них, Джанфранческо Пенни и Джулио Романо, согласно последней воле мэтра унаследовали имущество мастерской и весь художественный капитал. Именно они были допущены к созданию финального моделло. Изготавливался картон в размер будущего произведения, который переводили на доску или стену различными способами: лист прокалывали и переводили рисунок с помощью тампона с углем, либо контуры рисунка продавливали на поверхности влажной штукатурки. Важно подчеркнуть, что на стадии подготовки моделло часто работал сам Урбинец. Он намечал ключевые детали композиции и затем передавал помощникам. Многие картины римского периода были созданы совместно Рафаэлем и помощниками, что и по сей день является причиной спора специалистов: чего больше в картине — Рафаэля или ученика и какого именно. Подобная дискуссия остается на уровне научной теории для музеев, но часто особенно актуальна для аукционных домов и коллекционеров, т.к. процентное соотношение вклада Рафаэля, безусловно, влияет на стоимость произведения. Это касается в первую очередь алтарных картин, композицию которых разработал Рафаэль. Он обогатил иконографию образа Мадонны с младенцем и Святого Семейства и от заказчиков не было отбоя. Один из них, знатный флорентиец, живший в Риме, Биндо Альтовити, для которого Рафаэль придумал «Мадонну дель Импанната» (Мадонну с окном). Для синьора Лионелло да Карпи — «Мадонну Божественной Любви». Для родовитого семейства Колонна образ «Иоанна Крестителя в пустыне».
В 1518-1520 годы помощники завершали начатое Рафаэлем. Подобные произведения можно увидеть на выставке «Линия Рафаэля. 1520-2020» и отметить многообразие и тонкости атрибуции: «Рафаэль и мастерская», «Рафаэль, приписывается» или «Рафаэль, копия». Примером служит загадочная и уже легендарная «Тагильская Мадонна» из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств, когда-то принадлежавшая горнозаводчикам и меценатам Демидовым.