Государственный банк ВТБ ищет банковские активы для поглощения, рассказал Forbes президент — председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов. Последнее приобретение на банковском рынке ВТБ совершил почти пять лет назад, купив Банк Москвы. «Пока мы были заняты санацией этого банка, у нас не было возможности расти за счет других приобретений, но сейчас, когда мы его переварили, такая возможность появилась», — объяснил Задорнов.
«Следующий, 2016 год станет для ВТБ годом больших приобретений», — говорит еще один топ-менеджер группы ВТБ. По его словам, ВТБ заинтересован в приобретении Райффайзенбанка, который может быть выставлен на продажу, при адекватной цене, но сейчас она высока – австрийцы не рассматривают предложения ниже 1,2-1,3 капитала. О том, что австрийская группа Raiffeisen Bank International не исключает возможность продажи своей российской дочки, месяц назад сообщило агентство Bloomberg. Интерес к возможной покупке Райффайзенбанка официально пока подтвердил только Альфа-Банк. Однако предправления Райффайзенбанка Сергей Монин настаивает, что "Россия продолжает занимать важное место в бизнесе группы и никаких предпосылок отказываться от российского рынка у нее нет, о чем уже официально заявил глава RBI Карл Севельда".
Последнюю сделку по приобретению другого банка ВТБ заключил в феврале 2011 года: на покупку Банка Москвы он потратил в общей сложности 258 млрд рублей.
После сделки ВТБ обратился в ЦБ за помощью в его санации и получил на это 295 млрд рублей. Затем ВТБ взял тайм-аут, участники рынка говорили, что из-за истории с дорогостоящей санацией в отношении госбанка действует негласный запрет на дальнейшие приобретения.
«Это миф, что группа ВТБ не могла участвовать в поглощении других банков после приобретения Банка Москвы», - уверяет Задорнов. Просто ВТБ не хватало ресурсов, но теперь госбанку ничто не мешает расти за счет покупки других кредитных организаций. Летом этого года капитал группы ВТБ вырос на 30%, до 1,5 трлн рублей, за счет госпрограммы докапитализации банков через облигации федерального займа. В результате показатель достаточности капитала превысил 15% при значении норматива минимум 10%.
«У группы хорошая достаточность капитала, которая позволяет переварить любой крупнейший частный банк в России», — говорит один из топ-менеджеров ВТБ. «Сейчас ВТБ с точки зрения достаточности капитала выглядит лучше, чем другие игроки в среднем по рынку. Однако рост баланса и необходимость досоздания резервов на возможные потери по кредитам остается открытым, и вряд ли достаточность капитала сохранится на текущем уровне, скорее всего, она будет снижаться», — считает кредитный аналитик Standard & Poor's Ирина Велиева.
В начале октября 2015 года ВТБ принял участие в конкурсе на выбор инвестора для участия в финансовом оздоровлении банка «Уралсиб», принадлежавшего Николаю Цветкову. Банк в итоге достался бизнесмену Владимиру Когану, запросившему поддержку ЦБ и АСВ в размере 81 млрд рублей. Среди претендентов на одном из последних этапов были также банк МФК Михаила Прохорова и АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Предложение ВТБ было самым невыгодным: госбанк запросил поддержку регулятора в размере около 200 млрд рублей, рассказывают банкиры Forbes. В банке ВТБ эту цифру не подтвердили и не опровергли.
«За «Уралсиб» мы давали ту цену, которую считали целесообразной с учетом существующих проблем в этом банке», — говорит Задорнов. По его словам, «Уралсиб» — интересный актив с точки зрения доли рынка: у него почти 1% на рынке депозитов и в принципе хороший бизнес, который, если решить проблему недостатка капитала, способен приносить неплохой доход. Также у него есть база клиентов, которая в некоторых регионах мало пересекается с клиентами «ВТБ 24». Источники в ВТБ уверяют, что банк всерьез бился за право санации «Уралсиба».
«Рост за счет поглощений, в том числе и за счет участия в санациях, сейчас очень популярная стратегия у банков. Покупая других игроков, они рассчитывают увеличить долю рынка, присутствие в каком-то регионе или покрыть новый продуктовый сегмент. Однако итог сделок часто негативный, в лучшем случае нейтральный», — замечает Велиева. По ее словам, такие сделки, как правило, являются негативным рейтинговым фактором. Пока что базовый сценарий кредитного рейтинга группы ВТБ не учитывает возможность новых крупных слияний и поглощений.
Одной из вероятных целей ВТБ несколько участников рынка называют покупку крупнейшей частной банковской группы «ФК Открытие». Основной акционер «Открытия» Вадим Беляев – близкий друг президента – председателя правления ВТБ Андрея Костина. В начале года ВТБ получил 9,99% ОАО «Открытие Холдинг», контролирующей группу с активами более 3 трлн рублей и капиталом 200 млрд рублей. Возможность увеличения своей доли в «Открытии» ВТБ не комментирует.