К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Китайский связной: как China Mobile стал идеальным объектом для инвестиций

фото Reuters
фото Reuters
Крупнейший оператор мобильной связи в Китае стоит на пороге глобальных перемен, но инвесторы этого пока не заметили

Сейчас, когда будущее мировой экономики кажется столь непредсказуемым, а воспоминания о жесточайшем кризисе еще свежи, риск и неопределенность заставляют многих инвесторов отступить в сторону и ждать, пока уляжется пыль. Они не хотят принимать решения и держат свои активы на депозитах, в надежных бондах или золоте. Возможно, их опасения обоснованны. Но и сейчас можно найти активы, способные принести прибыль вне зависимости от экономических изменений.

Например, в Китае, где China Mobile, один из крупнейших в мире операторов мобильной связи с выручкой в два раза больше, чем у «Билайна», МТС и «Мегафона» вместе взятых, стоит на пороге колоссальных изменений. Всего лишь год назад China Mobile был аутсайдером как в глазах инвесторов, так и в глазах потребителей. Сегодня отношение клиентов радикально улучшилось, а инвесторы еще не заметили перемен.

Еще год назад этот оператор стремительно терял долю рынка из-за того, что его абоненты не могли пользоваться смартфонами. China Mobile использовала собственный, разработанный по заказу государства стандарт связи, на котором не могли работать модные и популярные модели телефонов.

 

Все изменилось летом 2012 года, когда ведущие разработчики чипов Qualcomm и Mediatek выпустили первые чипсеты, работающие в стандарте China Mobile. Более того, некоторые из них были универсальны — они работали во всех стандартах одновременно. Так что теперь разработчикам смартфонов больше не нужно тратить десятки тысяч инженеро-часов, чтобы адаптировать аппараты под China Mobile. В результате уже в начале осени в арсенале компании появились такие флагманы, как Samsung Galaxy и HTC 328, что кардинально изменило ситуацию — отток абонентов прекратился.

У China Mobile около 750 млн абонентов, примерно 600 млн из них по-прежнему используют старые мобильные телефоны без доступа к интернету. В ближайшее время, когда выйдет срок службы старых телефонов, большинство перейдет на новые смартфоны. Смартфоны существенно более выгодны для компании: выручка от одного абонента — владельца смартфона — в месяц более чем в два раза превышает выручку от владельца обычного телефона.

 

Но рост числа смартфонов — это только половина истории. До недавнего времени компания более 75% своего интернет-трафика отдавала бесплатно, тем самым пытаясь компенсировать отсутствие популярных моделей смартфонов. Для этого China Mobile построила сеть Wi-Fi более чем с 4 млн точек доступа, покрывающую все основные популярные места. Это дало многим клиентам возможность подключать к China Mobile смартфоны конкурентов, которые получали доступ бесплатно. Однако у оператора больше нет причин отдавать трафик бесплатно — он может начать его монетизировать. А поскольку дополнительных инвестиций не требуется, вся выручка станет прибылью.

Акции China Mobile торгуются с коэффициентами Р/Е 10,73, EV/EBITDA 3,58, что близко к историческому ценовому минимуму. Стоимость China Mobile до сих пор не восстановилась со времен кризиса 2008 года. Его акции торгуются на 70% ниже справедливой расчетной цены.

 

Кроме того, некоторые глобальные тренды сулят China Mobile дополнительные бонусы. Во-первых, через несколько лет потребление мобильного интернет-трафика многократно вырастет. Например, компания Qualcomm, мировой лидер в производстве мобильных процессоров, готовится к 1000-кратному увеличению мобильного трафика уже в обозримом будущем. В Китае только China Mobile будет способна удовлетворить этот спрос. Вторым ожидаемым изменением является внедрение мобильных платежей, а это открывает новые перспективы перед оператором с 740 млн пользователей.

Есть, правда, одно «но». Основной акционер компании — государство, а значит, есть риск превращения компании в своеобразное министерство сотовой связи. Кроме того, топ-менеджмент государственных компании в Китае рассматривает свою позицию как карьерную ступень на пути к вершинам партийной власти, что накладывает определенный отпечаток на стратегию компании и ее операционную деятельность.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+