«Китайская Union отлично работает! И принимают карту во многих местах. В некотором смысле надежнее, чем Visa. По крайней мере американцы не дотянутся», — считает миллиардер Геннадий Тимченко. В одном из интервью он признался, что, когда США ввели против него санкции, сменил заблокированные Visa и MasterCard на China UnionPay и кошелек с наличными. Тимченко — неофициальное рекламное лицо в России китайской платежной системы, объявившей летом о планах в течение трех лет выпустить здесь более 2 млн карт.
В марте 2014 года Visa и MasterCard блокировали не только карту Тимченко, но и сотни тысяч карт других клиентов банков «Россия», его дочерних банков и СМП Банка. Деньги можно было снять только в кассе банка или его банкоматной сети, а клиенты за рубежом и вовсе оказались отрезанными от своих счетов.
До начала санкционной войны китайским пластиком пользовались немногие потребители. Первым эмиссию карт China UnionPay в России начал Еврофинанс-Моснарбанк, приурочив ее к Олимпиаде 2008 года в Пекине. Позже карты стала выпускать дальневосточная «дочка» МТС Банка. С тех пор оба банка выпустили всего 40 000 карточек с логотипом UnionPay. Кроме того, несколько тысяч предоплаченных карт эмитировала российская дочка Bank of China (Элос). Спрос на китайский пластик есть в Сибири и на Дальнем Востоке.
Сеть эквайринга пока невелика: с UnionPay работает 19 банков, ее карты принимают десятки тысяч банкоматов и более 20 000 торговых точек.
Сразу после блокировки российских карт Национальный совет по финансовым рынкам попросил правительство рассмотреть UnionPay в качестве альтернативы. Летом глава ЦБ Эльвира Набиуллина встретилась в Китае с председателем совета директоров UnionPay Су Нином. После чего глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев рассказывал, что UnionPay может войти в состав акционеров национальной платежной системы и стать партнером развития сети приема наших карт за рубежом.
«UnionPay очень активно начал свое продвижение в России из-за общего разворота России в сторону Китая на фоне санкций со стороны ЕС и США», — говорит директор по связям с инвесторами банка «Восточный экспресс» Виктор Тимотин. В московских офисах «Восточного экспресса» картами UnionPay интересуются прежде всего VIP-клиенты, в том числе и из-за санкций, и путешественники, часто посещающие Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где лишь 20% банкоматов принимают карты Visa и MasterCard.
Соглашение об эмиссии UnionPay «Восточный экспресс» подписал в апреле 2014-го, протестировал карты среди своих сотрудников и в сентябре планировал выпустить 20 000 карт, а в течение двух лет — 300 000. Для реализации масштабных планов на ближайшие три года UnionPay достаточно привлечь десяток таких партнеров, как «Восточный экспресс». После объявления санкций стать партнерами UnionPay, по словам ее представителей, пожелали еще 30 российских банков.
Осенью эмиссию запускает Газпромбанк, целевая аудитория — клиенты банка, выезжающие в КНР с частными или деловыми поездками. Одновременно массовый выпуск начинает МТС Банк, который до этого эмитировал карты только в Дальневосточном и Иркутском филиалах, а в Москве выдавал их по спецзаказу в индивидуальном порядке. В течение 12 месяцев китайские карточки начнут выпускать «Русский стандарт» и Промсвязьбанк. К ним планирует присоединиться и Альфа-банк, говорят несколько источников на рынке, в банке это не комментируют. Не исключают начала эмиссии в ближайшем будущем Райффайзенбанк и банк «Открытие». Переговоры с UnionPay об эмиссии ведут Транскапиталбанк и СМП Банк. Этим летом эмитировать карты начал также небольшой ЛайтБанк.
Банки — партнеры UnionPay видят во взаимном сотрудничестве только плюсы. Член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова в качестве преимущества называет более прозрачную и простую систему тарификации услуг платежной системы по сравнению с конкурентами.
В среднем комиссии UnionPay находятся на уровне Visa и МasterСard, но есть отличия. «Например, операции по снятию наличных через банкоматы сторонних банков: у Visa и МasterСard плата в семь раз выше, чем UnionPay», — говорит зампред правления МТС Банка Елена Воронина. По словам участников рынка, комиссия за снятие наличных у американских платежных систем для банка-эмитента в этом случае — около 30 рублей (сбор в пользу банка, владеющего сетью банкоматов).
Сравнение конечных тарифов банков для потребителей показывает, что UnionPay может демпинговать: комиссия за снятие наличных по ее картам немного ниже, чем по картам банка других платежных систем, кроме того, может быть снижена и плата за годовое обслуживание.
Какие еще выгоды получают потребители? Дополнительная карточка UnionPay, привязанная вместе с картами других платежных систем к одному счету, снижает риск проблем с расчетами, подчеркивают в Еврофинанс-Моснарбанке. Потребитель сможет воспользоваться картой другой системы и в любой ситуации, находясь за границей или в России, не останется без денег.
UnionPay начала международную экспансию еще несколько лет назад и сейчас представлена в 142 странах, где карты этой системы принимают более 1 млн банкоматов. По правилам системы при покупках и получении наличных за рубежом потребитель не платит обычную комиссию 1–2% за конвертацию валют, расчетные валюты за пределами России — юани и доллары.
Если у банка нет собственного процессинга в России, карточка может быть кобейджевой — тогда на ней стоит значок UnionPay и другой системы, например «Золотой Короны». Но для клиента это все равно полноценный китайский пластик, который без вопросов примут в Китае и европейских столицах. Клиенту стоит обратить внимание на наличие удобного интернет-банка — иначе можно прогадать, выбирая подходящую карту.
Китайские карты могут быть кредитными, дебетовыми и предоплаченными. Как и американские системы, UnionPay предлагает три премиальных статуса: Gold, Platinum и Diamante. Их обладатели получают привилегии — экстренную поддержку в путешествиях и медицинскую помощь, доступ к консьерж-службе и программам лояльности.
О серьезной конкуренции UnionPay с лидерами российского рынка говорить рано. «Важное преимущество системы UnionPay — независимость от администрации США. Однако перспектива существенного увеличения эмиссии карт будет зависеть от ситуации с Visa или MasterCard и требований регулятора, а также от темпов развития национальной платежной системы», — говорит начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор.
Другое препятствие для экспансии — несовпадение менталитетов. На международном сайте UnionPay International Евразия разделена на две части — Европу и Азию. Российский рынок включен в 38 европейских, на карте UnionPay это западная часть до Урала и район вечной мерзлоты. Сибирь и Дальний Восток — в составе 40 рынков азиатских стран, среди которых есть и приграничный Китай, но упоминание России отсутствует.
В мире обращается более 4 млрд карточек UnionPay (38% общего объема выпущенных карт), которые эмитируют банки 30 стран, однако более 99% из них выпущены в Китае.
Международная экспансия для UnionPay — это в первую очередь часть политики по поддержке китайского бизнеса в других странах.
«Маркетологи UnionPay хотят наводнить картами Дальний Восток и думали разместить рекламу на челночную тему, — рассказывает менеджер крупного банка. — Их удивили наши предложения выделить аудиторию в европейской части, предложив ей рекламу карт с премиальными бонусами в ресторанах китайской кухни и туристических фирмах». «Думаю, и на ментальном уровне мы с китайцами поймем друг друга, прекрасно поладим», — оптимистично прогнозирует Тимченко, по совместительству — глава Российско-Китайского делового совета.