К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уроки маркетинга от Олега Тинькова: как продавать банк

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Книга заявок на акции ТКС-банка по состоянию на вечер вторника переподписана в три раза

Инвесторы подали заявки на $2,5 млрд при планируемом объеме размещения в $870 млн, сообщил Forbes источник на рынке со ссылкой на организатора размещения. Если цена, как предполагается, будет установлена по верхнему пределу в $17,5, капитализация банка составит $3,2 млрд, а состояние Олега Тинькова, который сейчас контролирует 60% банка, но в ходе IPO снизит свою долю до 50%, окажется равным почти $2 млрд.

По данным собеседника Forbes, заявки на покупку акций подают азиатские, европейские и американские инвесторы, а встречаться с российскими инвесторами Тиньков отказался – «он лично выразил неприязнь к российским инвесторам и отказывает во встречах самым крупным фондам». Другой источник объясняет, что Тиньков просто не может встречаться со всеми – желающих очень много. Представитель ТКС-банка Олег Анисимов отказался от комментариев. Пользователь «ВКонтакте» Oleg Tinkov в комментариях к этой заметке пишет: «Да, и про не хотел встречаться с местными инвесторами? А у нас есть long equity investors в России? Подскажите кто это, мы таким не знаем? Я с удовольствием встречусь».

Однако российские инвесторы, с которыми поговорил Forbes, и сами скептически смотрят на оценку бизнеса Тинькова. «Цена в 4 капитала представляется нам завышенной, она может объясняться тем, что ТКС позиционируют не просто как коммерческий банк, а скорее как интернет-компанию, работающую на финансово-кредитном рынке», – сказал Forbes старший портфельный управляющий GHP Group Александр Черноморов. Действительно, по данным Forbes, один из организаторов размещения рассказывает инвесторам про «хай-тек и мобильный банк», а некоторое время назад представители ТКС-банка настаивали на включении его в рейтинг интернет-компаний Forbes. Для интернет-компаний характерны высокие мультипликаторы, банки же торгуются с гораздо более низкими коэффициентами. Оценка ТКС-банка превышает его капитал в 3,87-4,76 раз, в то время как Сбербанк, например, торгуется с коэффициентов 1,3 к капиталу.

 

Еще более скептически к оценке ТКС-банка отнеслись в инвесткомпании «Атон», в отчете для клиентов которой говорится, что «несмотря на продвинутые технологии ТКС остается банком, а не IT-компанией». Аналитики «Атона», оценив качество кредитного портфеля и затраты банка, утверждают, что с этой точки зрения компания выглядит «куда менее соблазнительно». Они обращают внимание на быстрый рост кредитного портфеля, что помогает маскировать просрочку. Кроме того, банк постоянно продает плохие кредиты, убирая просрочку с баланса: в первом полугодии 2013 года (именно на основе этой отчетности банк размещает акции), ТКС продал плохие кредиты на сумму $49 млн против $6,8 млн за аналогичный период прошлого года. Если добавить все проданные кредиты к балансу банка, что проделали аналитики «Атона», получается, что начиная с 2012 года кредитный портфель вырос на 101%, в то время как объем плохих кредитов увеличился на 330%. Иными словами, просрочка растет быстрее, чем портфель.

Риск усугубляется тем, что значительная доля кредитов, выданных ТКС-банком, – кредиты, размер которых меньше 30 000 рублей, и их доля растет с тех пор, как основным каналом дистрибуции банка стал интернет. Из проспекта к IPO, который есть у Forbes, следует, что на них приходится 42%. Взыскание таких кредитов экономически невыгодно, поэтому, отмечают аналитики «Атона», вызывает сомнение, что банк продает их по цене 8-10% от номинала, – рыночная цена таких портфелей не превышает 2-3% номинальной. Значительная доля плохих кредитов рано или поздно окажет влияние на прибыльность банка, предупреждают аналитики.

 

«Атон» в своем отчете ставит под сомнение и чистую прибыль банка. За второй квартал 2013 года банк показал прибыль в $45 млн. Если же при расчете прибыли учитывать не «бумажный» (причитающийся) процентный доход, а реально полученный, она окажется равной $5 млн. Разница между причитающимся и реально полученным процентным доходом, по расчетам аналитиков «Атона», в первом полугодии 2013 года достигла 14%.

Помимо этого, аналитики инвесткомпании ставят под сомнение низкие затраты ТКС-банка. «Одно из крупнейших заблуждений инвесторов – низкое соотношение расходы/доходы. В реальности бизнес-модель «без отделений» не означает низкозатратную модель», – гласит отчет. По итогам 2012 года, соотношение расходы/доходы у ТКС банка равнялось 43%, в то время как этот же показатель у «Хоум кредит энд финанс банк» равен 33%.

Иными словами, «Атон» полагает, что скрытые проблемы проявятся через некоторое время и станут сюрпризом для инвесторов. Тем не менее, IPO банка может быть весьма успешным – Олег Тиньков силен в PR и IR, что отдельно отмечают в отчете, и способен убедить инвесторов поверить в любую историю. Даже в ту, что можно покупать банк как интернет-компанию.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+