Уехавший из России теперь уже бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев внезапно оказался избранным в наблюдательный совет Сбербанка по итогам годового общего собрания акционеров, прошедшего в пятницу в Москве. При этом за Гуриева было подано больше всего голосов — 22,7 млрд, даже за главу банка Германа Грефа было подано меньше — 20,3 млрд голосов. При этом Банк России, которому принадлежит большинство голосов, как сообщил его председатель Сергей Игнатьев, за Гуриева не голосовал. ЦБ традиционно голосует за тех кандидатов, которых выдвигает сам, стремясь провести максимальное количество своих представителей.
Голосование в наблюдательный совет Сбербанка, как и в любой совет директоров, является кумулятивным, то есть количество акций у каждого акционера умножается на число мест в совете: полученное количество голосов акционер может разделить в любой пропорции между кандидатами — отдать все голоса одному кандидату, разделить поровну или в любой пропорции между понравившимися кандидатами. У Сбербанка 21,6 млрд голосующих акций, 52,3% (или 11,3 млрд) принадлежит ЦБ. В набсовете Сбербанка 17 мест, соответственно при голосовании в наблюдательный совет у ЦБ было 192 млрд голосов (число акций умножить на число мест в совете). Для участия в собрании зарегистрировалось 76,92% акционеров. Соответственно, у миноритариев, зарегистрировавшихся на собраниии, было 90 млрд голосов, которых вполне достаточно, чтобы провести в совет Гуриева. Более того, многие миноритарии проголосовали заранее, еще не зная о том, что Гуриев взял самоотвод. Таких было 6%, а это 23 млрд голосов.
Председатель комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Антон Данилов-Данильян сообщил Forbes, что два агентства, дающие рекомендации миноританым акционерам, — ISS и Glass, Lewis & Co — предложили голосовать именно за Сергея Гуриева, что многие миноритарии и сделали. Западные инвестиционные фонды не вникают в проблемы каждой компании из своего портфеля, предпочитая при голосовании на собраниях акционеров полагаться на рекомендации специализированных агентств.
Некоторые из миноритариев отдавали все свои голоса одному кандидату, говорит Данилов-Данильян. «В отличие от Центрального банка, которому необходимо распределить свои голоса между как можно большим количеством своим представителей, миноритарии могут выбрать одного кандидата, — рассуждает Данилов-Данильян. — Этим объясняется тот факт, что Герман Греф набрал меньше голосов, чем Сергей Гуриев». Сходную рекомендацию выставил и комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами, рекомендовав голосовать за Гуриева, Владимира Мау, Михаила Матовникова и Сергея Синельникова-Мурылева.
По мнению Данилова-Данильяна, Гуриев слишком поздно заявил о самоотводе, что не дало возможности агентствам изменить рекомендации. «Для нас избрание Гуриева означает рост рисков, поскольку не ясно, сможет ли он участовать в заседаниях наблюдательного совета, — говорит представитель миноритариев. — Если бы он заявил о самоотводе раньше, вероятно, Михаил Матовников смог бы набрать больше голосов и избраться в совет». Гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников и президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев не прошли в набсовет по итогам голосования.
Глава Сбербанка Герман Греф пообещал организовать связь с Гуриевым, сообщив, что договорился с внезапно избранным членом наблюдательного совета, что тот останется в совете и будет участвовать в заседаниях в режиме телеконференции. Гуриев, которого цитирует «Интерфакс», сказал, что не совсем понимает, как это будет устроено. «Либо я буду участвовать по удаленной связи, либо по переписке, либо вообще не буду. Посмотрим», — сказал он.