Россияне стали чаще жаловаться на хищения средств с депозитов
Служба финансового уполномоченного зафиксировала рост жалоб россиян на списание средств мошенниками с депозитов. По данным финомбудсмена Светланы Максимовой, в 2024 году количество таких жалоб и обращений в связи с выводом мошенниками кредитных средств выросло в 1,6 раза — практически до 2500 (с 1500 в 2023 году). В январе 2025 года также зафиксирован рост числа обращений, связанных с досрочным расторжением мошенниками договоров вклада от имени заявителя, отметила Максимова. Вместе с тем сами банки роста обращений по факту мошенничества не наблюдают
Служба финансового уполномоченного фиксирует устойчивый рост жалоб граждан на списание денежных средств в результате мошеннических действий, таких как хищения с текущих счетов и депозитов или оформление кредитов с последующим выводом средств. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на финансового уполномоченного Светлану Максимову, в 2024 году количество таких обращений выросло в 1,6 раза — практически до 2500 (в 2023 году этот показатель составлял 1500).
В январе 2025 года служба фиксирует рост числа обращений, связанных с досрочным расторжением мошенниками договоров вклада от имени заявителя. По словам Максимовой, в этой схеме злоумышленники крадут основное тело депозита и в итоге клиент банка теряет не только сами вложенные средства, но и всю доходность по ним (точное количество обращений и динамику роста финомбудсмен не назвала). Согласно последним данным ЦБ, на 1 января 2025 года граждане хранили в банках 57,5 трлн рублей.
Проблема хищения мошенниками заемных средств усугубляется тем, что обязанность по возврату кредита остается на потерпевшем и не прекратится лишь от факта обращения в полицию, рассказала Максимова. Чтобы не выплачивать незаконно оформленные кредиты, она посоветовала через суд добиваться признания кредитного договора недействительным.
По словам Максимовой, чаще всего мошенники получают удаленный несанкционированный доступ к банковским сервисам жертв, если те под влиянием обмана скачали на телефон вредоносное ПО. Кроме того, часто граждане сами вводят данные своей карты на фишинговых сайтах — например, на фиктивных сайтах интернет-магазинов или банков. Однако даже в таких ситуациях банк при определенных обстоятельствах обязан приостановить подобную операцию или отклонить ее, добавила финомбудсмен.
Она отметила, что не все кредитные организации соблюдают антифрод-процедуры. Финансовый уполномоченный или суд могут обязать банк возместить гражданину похищенные денежные средства (не более 500 000 рублей), если банк не выполнил остановку подозрительной операции, напомнила Максимова. Вместе с тем сами кредитные организации в начале 2025 года не наблюдают роста обращений своих клиентов по факту мошенничества, сказали «Ведомостям» представители Сбербанка, Промсвязьбанка (ПСБ), банка «Дом.РФ» и Почта Банка.
Директор информационной безопасности банка «Дом.РФ» Дмитрий Никишов связал рост случаев хищения с эволюцией мошеннических схем: злоумышленники адаптируются к новым технологиям защиты, создают новые схемы с использованием новейших технологий, включая ИИ и дипфейки. Руководитель дирекции предотвращения кибермошенничества Альфа-банка Евгений Винокуров отметил, что борьба идет в основном с последствиями таких хищений, а не их причинами, поэтому необходимо расширить меры по борьбе с мошенниками.
Зампредседателя Банка России Герман Зубарев ранее в феврале рассказал, что российские банки ежедневно «охлаждают» до 20 000 подозрительных операций. «Это происходит в том случае, когда перевод должен уйти на реквизиты из базы данных о мошеннических операциях, которую ведет ЦБ», — сказал Зубарев в интервью «Комсомольской правде». Он напомнил, что с июля прошлого года банки обязаны приостанавливать на два дня подозрительные переводы и предупреждать клиентов о риске обмана.