С 1 января 2025 года вступают в силу принятые в 2024 году законы, которые существенно меняют параметры налоговой системы в России. В числе основных нововведений: ввод прогрессивной шкалы налога на доход физических лиц (НДФЛ), изменение параметров для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН), ввод налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий на «упрощенке» с доходом свыше 60 млн рублей в год, амнистия за добровольный отказ от дробления бизнеса, туристический налог для гостиниц, а также рост ставки налога на прибыль для компаний с 20% до 25%.
Это первые системные преобразования в Налоговом кодексе за последние 25 лет — с момента внедрения в практику всех основных глав Кодекса управление налоговой политикой осуществлялось в основном путем точечных изменений отдельных положений, отмечает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. При этом изменения в налоговой системы фактически свелись к увеличению налоговых ставок и введению дополнительных сборов, считает управляющий партнер юридической компании BSH Consulting Инна Бацылева. Ключевой причиной для этого явилась необходимость мобилизации экономики, отметила руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая.
Мобилизация доходов бюджета активно проводилась еще в 2023 году, когда, например, государство получило от бизнеса 315 млрд рублей в виде налога на сверхприбыль. Также тогда были даны дополнительные «мобилизационные задания» Федеральным налоговой и Таможенной службам. Эксперты предупреждали, что дальнейшее повышение эффективности налогового контроля — опасный инструмент, поскольку налоговики могут воспринять это как призыв к обеспечению бюджетных доначислений любой ценой, и называли более справедливым инструментом увеличение ставок по основным налогам.
Принятое в итоге пакетное решение об изменениях в Налоговый кодекс в том числе «базируется на стремлении государства и бизнеса зафиксировать налоговые правила на определенный период», считает Владимир Саськов. Кроме того, помимо фискальной цели у изменений есть другие задачи, такие как поддержка инвестиций и инноваций, содействие отказу от дробления бизнеса и возможность плавного перехода от УСН к общему режиму налогообложения, сказал партнер компании МЭФ Legal Вадим Зарипов.
Прогрессивная шкала НДФЛ
Одно из наиболее масштабных изменений для граждан — ввод расширенной прогрессивной шкалы НДФЛ, задача которой заключается в увеличении налогового бремени для тех, кто зарабатывает больше.
Сейчас действует две основные ставки НДФЛ: 13% — базовая, 15% — с доходов, превышающих 5 млн рублей в год. Кроме того, по ставке 30% облагаются доходы нерезидентов России по гражданско-правовым договорам (ГПХ), а ставка налога с выгоды от экономии на процентах, когда работодатель выдает беспроцентный займ или если ставка по нему менее двух третьих ключевой ставки Центробанка, составляет 35%.
Теперь вводится пять ставок НДФЛ: 13% с доходов до 2,4 млн рублей в год, 15% с доходов 2,4-5 млн рублей, 18% с доходов 5-20 млн рублей, 20% с доходов 20-50 млн рублей и 22% с доходов, превышающих 50 млн рублей. Таким образом, если годовой доход гражданина составляет, например, 10 млн рублей, то 13%-ный налог он заплатит с 2,4 млн рублей, с 2,6 млн рублей (разница между 5 и 2,4 млн) заплатить нужно будет по ставке 15%, а с 5 млн рублей (разница между 5 и 10 млн) — по 18%. Работодатель будет удерживать налоги по соответствующим ставкам: сначала по 13%, после того, как суммарный доход с начала года превысит 2,4 млн рублей — по 15%, и т.д.
Налог с доходов от инвестиций, дивидендов от бизнеса и продажи недвижимости до 2,4 млн рублей составит 13% и 15% с прибыли более 2,4 млн (доходы от продажи недвижимости освобождаются от налога, если прошел минимальный срок владения (три или пять лет в зависимости от способа получения жилья в собственность). Освобождение от НДФЛ при продаже акций и долей по истечении минимальных пяти лет владения будут применяться только в отношении сумм до 50 млн рублей дохода. НДФЛ в отношении заработков, связанных со «спецоперацией»* и «северными» надбавками, будет рассчитываться как и прежде (13% — с доходов до 5 млн рублей в год и 15% — с превышения).
В России была одна из самых низких ставок НДФЛ среди развитых стран, и даже после ввода новой прогрессивной шкалы она останется сравнительно невысокой, считает советник практики международного налогового планирования BGP Litigation Элина Бурыкина. Например, в среднем самые высокие ставки НДФЛ в Евросоюзе по прогрессивной шкале составляют около 40%, в Китае — 45%, говорит она. Поэтому повышение ставки НДФЛ в России соответствует международному тренду, считает эксперт.
В 2021-2023 годах был проведен успешный эксперимент с введением ставки 15%, который показал, что «налоговые органы неплохо справляются с расчетом и контролем усложненного налога», отметил Вадим Зарипов. «Именно положительные результаты анализа практики применения повышенной ставки выступили ключевыми факторами в решении о внедрении полной прогрессии», — считает Владимир Саськов. Сыграл свою роль и социальный запрос на перераспределение части сверхдоходов граждан в решение государственных задач, добавил он.
С другой стороны, достаточно негативным фактором выступает отсутствие индексации нижнего порога отсечения (2,4 млн рублей в год), добавляет эксперт. Из-за инфляции будут расти номинальные доходы, и этот фактор «будет выталкивать ежегодно все новых и новых граждан в категорию с повышенным налогообложением», подчеркнул Саськов.
Также немало вопросов вызывает ограничение размера дохода, который освобождается от налогообложения при продаже долей и акций даже в случае соблюдения минимального пятилетнего срока владения, говорит Екатерина Смоловая: «Это изменение значительно повлияет на собственников бизнеса, которые рассматривали привлечение новых инвестиций в свои проекты и возможности реструктуризации бизнеса». Нововведение приведет к существенному «удорожанию» таких операций, причем с момента принятия изменений до их вступления в силу у налогоплательщиков было не так много времени, чтобы подготовиться к ним, в том числе привлечь инвестиции в 2024 году, пояснила она.
Впрочем, как отмечает Элина Бурыкина из BGP Litigation, с 1 января 2025 года «пятилетнюю льготу» оставили для юридических лиц. «Владение акциями и долями будет выгодно структурировать через компании, чтобы потом продавать их с корпоративного уровня. Далее полученные доходы можно будет реинвестировать», — говорит она. Если же физлицу понадобится получить эти доходы, они могут быть распределены в качестве дивидендов, с которых будет подлежать удержанию НДФЛ по прогрессивной шкале 13% и 15%. По сути, законодатель оставляет два сценария: безналоговое получение доходов от долгосрочного инвестирования с их последующим реинвестированием в экономику или распределение доходов напрямую физлицу с уплатой налога, сказала она.
Перемены для УСН
С 2025 года меняются параметры, по которым компании могут использовать УСН, а также вводится НДС для предприятий на «упрощенке» с доходом свыше 60 млн рублей в год. Теперь предельный доход для компаний, использующих упрощенную систему налогообложения — 450 млн рублей вместо 200 млн, максимальный доход за девять месяцев вырос до 337,5 млн рублей со 112,5 млн рублей, средняя допустимая численность работников также увеличена со 100 до 130 человек. При этом все эти величины, кроме количества сотрудников, подлежат годовой индексации.
Но в то же время с 2025 года частично отменяется одна из самых важных привилегий УСН — освобождение от уплаты НДС. Организации, годовой доход которых превышает 60 млн рублей, будут оплачивать налог на добавленную стоимость. При этом компаниям дается право выбора ставки НДС: стандартных 20% или 10% с возможностью применения вычетов по налогу, или пониженных — 5% для доходов до 250 млн рублей и 7% для доходов до 450 млн без права на вычеты по НДС.
По словам юриста налоговой практики CLS Анны Сотниковой, реформирование УСН в части повышения лимитов, при которых допустимо применение этой льготной системы, откликается на давно звучащие со стороны бизнеса просьбы. Бизнес говорил о том, что необходим более мягкий и плавный переход к увеличению налоговой нагрузки по мере роста компаний и попадания в категорию «малого и среднего бизнеса, который уже не настолько мал, чтобы применять льготы для микропредприятий, но еще не так велик, чтобы иметь возможность нести полноценную налоговую нагрузку на общей системе налогообложения и при этом не закрыться», говорит она.
Основной проблемой перехода с «упрощенки» на основную систему налогообложения (ОСНО) на практике было резкое увеличение налоговой нагрузки, вызванное необходимостью уплаты НДС после такого перехода, отметила Элина Бурыкина. «Многие упрощенцы, вынужденные перейти на ОСНО, жаловались, что на основной системе они просто нерентабельны — бизнес-модели многих упрощенцев изначально были заточены под отсутствие НДС», — объясняет она. Именно потому, что переход от УСН на ОСНО был болезненным, некоторые компании прибегали к дроблению, чтобы продолжать оставаться на «упрощенке», добавляет эксперт.
Упрощенную систему налогообложения реформировали, чтобы смягчить переход от УСН к ОСНО, продолжает Бурыкина. Так, появились три порога по НДС на УСН (освобождение до 60 млн рублей годового дохода, ставка 5% с дохода от 60 до 250 млн рублей, 7% — от 250 до 450 млн). «В моменте упрощенцы с оборотами свыше 60 млн почувствуют возросшую налоговую нагрузку, но для вновь созданных компаний и в будущем переход от УСН на ОСНО действительно должен стать мягче», — подчеркнула эксперт.
У сегодняшних «упрощенцев» возникло много вопросов в связи с переходом на уплату НДС, говорит Вадим Зарипов. Они касаются, например, выбора наиболее выгодной ставки — стандартной (10/20%) или пониженной (5/7%). В октябре ФНС выпустила методические рекомендации по НДС для плательщиков на УСН: на часть основных вопросов ответы даны в том числе относительно выбора ставки НДС. Но по другим моментам полной ясности пока нет, в том числе относительно возможности повышения цен на сумму НДС без согласия покупателей или права тех, у кого выручка еще не превысила 60 млн, выделять в цене НДС и выставлять счет-фактуру с указанием суммы налога, сказал эксперт.
Владимир Саськов отметил также проблему адаптационной готовности добросовестного бизнеса. Этот риск «не в последнюю очередь связан с недостаточной подготовленностью бухгалтерского сообщества, обеспечивающего сопровождение малого бизнеса», говорит он. Это проблема, по словам эксперта, может быть решена с помощью «моратория на первые два налоговых периода на привлечение новых плательщиков НДС к налоговой ответственности по итогам камеральных проверок».
Еще одна серьезная проблема имеет не адаптационный, а методологический характер с весьма серьезными вызовами, продолжает Саськов. Речь об отсутствии индексации порога входа в уплату НДС в размере 60 млн рублей. «Инфляционный фактор постепенно будет выдавливать все большее количество фактически микробизнеса в категорию плательщиков НДС, что, в свою очередь, может выступать косвенным стимулам к теневым бизнес процессам», — предупреждает он.
Амнистия для «дробленцев»
В связке с переменами для компаний на УСН идет и ввод амнистии за добровольный отказ от дробления бизнеса. Эти изменения являются частью кампании по пресечению незаконных схем дробления бизнеса и, как следствие, занижения сумм к уплате в бюджет, говорит Екатерина Смоловая. По ее словам, эти процессы можно рассматривать как «кнут и пряник». С одной стороны, даже те, кто применяет УСН, теперь будут платить НДС при достижении лимита, что на практике делает схемы дробления менее экономически выгодными, с другой — государство предоставляет возможность отказаться от таких схем.
Другое дело, что качество проработки отдельных нововведений оставляет «определенные вопросы», особенно в части амнистии по дроблению и правовых гарантий в части освобождения от ответственности, подчеркнула Смоловая. Действительно, одна из самых обсуждаемых тем — дробление бизнеса и параметры налоговой амнистии, сказал Forbes президент Торгово-промышленной палат Сергей Катырин.
Как отметил Вадим Зарипов, ФНС выпустила разъяснения по наиболее насущным и очевидным вопросам: к примеру, стало понятно, что налогоплательщик имеет право на амнистию, даже если дробление бизнеса описано в акте налоговой проверки без использования слов «дробление бизнеса». На 2021 и предыдущие годы амнистия не распространяется, подавать в налоговый орган уведомление об отказе от дробления не требуется.
В то же время само по себе введение понятия «дробление бизнеса» вызвало много споров, и даже несмотря на разъяснения ФНС у бизнеса до сих пор остаются вопросы, например, как можно самостоятельно определить, имеются ли в его деятельности признаки дробления, подчеркнул Катырин.
Все еще нуждается в разъяснении, например, и вопрос блокировки счетов по приостановленным решениям, отметил Вадим Зарипов. Согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ, налоговый орган вправе принять решение об обеспечительных мерах (запрет отчуждать имущество и блокировка счетов, когда стоимость имущества меньше доначисленных сумм), если у него есть основания полагать, что в противном случае будет сложно взыскать налоговую задолженность. Но механизм амнистии таков, что решения по проверкам за 2022-2024 годы приостанавливаются, их судьба будет определена в зависимости от того, произошел ли отказ от дробления в 2025-2026 годах, говорит эксперт. Это устанавливается по итогам проверок за 2025-2026 годы, которые могут быть назначены вплоть до конца 2029-го. «Получается, что хотя решение приостановлено и взыскание не производится, но обеспечительные меры по решениям, которые вступили в силу после 12 июля 2024 года, могут действовать много лет», — подчеркнул Зарипов.
Предложенный вариант амнистии можно назвать временным решением для тех, кто столкнулся с проблемой доначислений по этому основанию за 2022-2024 годы, говорит Инна Бацылева. «Найти компромисс в вопросе о границах дозволенного при использовании в архитектуре бизнеса элементов, применяющих спецрежимы или льготы, не получилось», — считает она. И понятие «дробление бизнеса», и описание критериев дробления пока так и не получили своего закрепления в Налоговом кодексе. Впрочем, ожидается, что по итогам года работы амнистии ФНС выпустит очередные разъяснения по наиболее проблемным вопросам ее применения, добавляет эксперт.
Другие изменения
Одно из самых ожидаемых решений наряду с прогрессивным налогообложением доходов граждан — рост ставки налога на прибыль для предприятий на общей системе налогообложения с 20% до 25%. Вместе с повышением налога власти ввели федеральный налоговый вычет (ФИНВ) и повышающие коэффициенты амортизации для организаций и предприятий, приобретающих российское высокотехнологичное оборудование. Если посмотреть на средние ставки налога на прибыль по миру, то российская новая ставка также отвечает мировой практике и не является завышенной, считает Элина Бурыкина.
Также появится туристический налог как результат эксперимента по взиманию курортного сбора, напоминает Вадим Зарипов. Ставки налога составят: в 2025 году — 1%, в 2026 году — 2%, в 2027 году — 3%, в 2028-м — 4%, с 2029-го — 5%. Регионы получили при этом право в пределах указанных ставок определять собственные тарифы. По словам Зарипова, курортный сбор показал свою неэффективность с точки зрения администрирования, поэтому плательщиками туристического налога были признаны не сами туристы, а отели, которые этот налог в любом случае переложат на своих клиентов.
«Очевиден тренд на поддержку значимых для государства направлений», — считает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Нина Гулис. В том числе бизнес сможет учитывать расходы на высокотехнологическую продукцию из списка правительства (расширен до более 60 позиций), российский софт и базы данных из реестра Минцифры с коэффициентом 2 (вместо 1,5). Снимается ограничение по видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), по расходам на которые применяется повышающий коэффициент 2. Также бессрочно продлены такие меры поддержки, как инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) и режим региональных инвестиционных проектов (РИП), добавила она.
Поскольку «для бизнеса важна стабильность и предсказуемость, хочется верить, что масштабные изменения 2024 года определили основные правила игры как минимум до 2030 года и что по крайней мере основные параметры налоговой нагрузки останутся неизменнными», говорит Нина Гулис. Так бизнес сможет планировать и своевременно реагировать на вызовы в текущей экономической ситуации, резюмировала она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.