Бизнес предложил не взимать НДС с авансов и не блокировать счета за мелкие недоимки
Бизнес подготовил пакет инициатив для корректировок налогового законодательства и практик налогообложения. Предложения оформлены в виде рекомендаций органам власти по итогам XX Всероссийского налогового форума Торгово-промышленной палаты (ТПП) «25 лет Налоговому кодексу Российской Федерации», с которыми ознакомился Forbes. Письмо с рекомендациями форума за подписью президента ТПП Сергея Катырина направлено в профильные ведомства и Госдуму.
Среди нескольких десятков предложений бизнеса — отмена уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с авансов, поступивших от покупателей, и запрет на блокировку счетов компаний, размер недоимки у которых небольшой.
Необлагаемый аванс
Сейчас по закону НДС необходимо уплачивать с поступивших авансов — уплата налога происходит еще до возникновения объекта налогообложения, что противоречит экономической сущности НДС, говорится в рекомендациях. В частности, согласно статье 146 Налогового кодекса, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, работ и услуг. «Отвлечение оборотных средств бизнеса уже сейчас негативно влияет на его развитие», — подчеркивается в письме. Особенно актуальна проблема для малого и среднего предпринимательства (МСП), которые в 2025 году станут плательщиками НДС. С 1 января следующего года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, становятся плательщиками НДС, если их доходы превышают 60 млн рублей.
Отмена НДС с авансов (перенос уплаты НДС на более поздний срок, связанный с моментом возникновения объекта налогообложения) может поддержать бизнес в текущей непростой экономической ситуации, считает партнер налоговой практики BGP Litigation Павел Кондуков. Механизм уплаты НДС с авансов и последующего вычета НДС нередко вызывает сложности у компаний и приводит к налоговым спорам, отмечает он.
«Порядок уплаты НДС с авансовых платежей фактически создает двойной документооборот по счетам-фактурам и налоговым декларациям у обеих сторон сделок», — говорит руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая. Проблема весьма актуальна в том числе для импортеров, которые платят НДС с аванса за поставку товара конечному покупателю, НДС на таможне при ввозе товаров и только потом имеют возможность получить вычет. По ее словам, все это увеличивает вероятность возникновения кассового разрыва и особенно негативно сказывается на компаниях в ситуации, когда взять деньги под процент для пополнения оборотных средств становится сложнее из-за повышения ставок по кредитам.
Уплата НДС по авансам уменьшает ликвидность бизнеса, особенно для МСП, указывает эксперт по налоговому и юридическому консультированию Александр Зелинко. У небольших компаний, которые должны уплатить НДС на авансы, может возникнуть ситуация, когда у них просто не хватает средств для расчета с поставщиками, пояснил он. «Необходимость уплаты НДС при получении аванса отвлекает средства, которые могли бы быть использованы для инвестиций или покрытия текущих расходов, что создает риск неплатежеспособности», — добавил Зелинко.
Проблема налогообложения НДС полученных авансов беспокоит бизнес с момента принятия второй части Налогового кодекса в 2000 году, то есть уже почти четверть века, отметил партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Впрочем, нельзя сказать, что за 24 года ничего не происходило с решением этой проблемы, признает он. В 2007 году законодатель разрешил не включать в налоговую базу авансы, выданные в счет поставки (выполнения работ, оказания услуг) для отраслей длительного производственного цикла, в 2008 году разрешили принимать к вычету сумму налога, уплаченного покупателем в составе выданного аванса. Но кардинально проблема не решалась, констатирует он.
Отмена уплаты НДС по авансам может привести к отсрочке поступлений в бюджет десятков, а может, и сотен миллиардов рублей, говорит Павел Кондуков. Впрочем, дополнительными доходами бюджета налогообложение авансовых платежей не сопровождается, при этом создает колоссальную административную нагрузку на бизнес и налоговые органы, подчеркивает Михаил Орлов. «Отмена налогообложения НДСом авансовых платежей приведет к существенному сокращению издержек как налогоплательщиков, так и государства с одновременным сохранением уровня бюджетных поступлений», — резюмирует он.
Не блокировать по мелочам
Каждый случай необоснованной блокировки счетов налогоплательщиков создает для бизнеса если не критическую, то стрессовую ситуацию, говорится в рекомендациях ТПП. Это «препятствует осуществлению экономической деятельности и вынуждает добросовестного предпринимателя привлекать заемные средства под проценты для исполнения своих обязательств».
Блокировка счетов должна рассматриваться как крайняя мера в отношении налогоплательщиков, поэтому и предлагается не блокировать счета, если размер недоимки составляет менее 10 000 рублей или менее 1/12 совокупной суммы налогов, сборов и страховых взносов, уплаченных в предыдущие три календарных года. В первом случае сумма несущественна в абсолютном измерении, во втором — недостаточно существенна по отношению к конкретному налогоплательщику, который с учетом ранее внесенных им средств в бюджет должен иметь определенный иммунитет, поясняется в письме.
Прежде чем счет организации будет заблокирован, налоговая направляет требование об уплате, по закону оно должно быть удовлетворено за восемь рабочих дней, но в последнее время налоговый орган предоставляет максимальный срок до 20 дней, сказала управляющий партнер юридической компании BSH Consulting Инна Бацылева. Негативные последствия неуплаты по требованию — приостановление операций по счетам — возникают независимо от того, законно решение по проверке или нет. При этом, как отметила эксперт, нередко требования бывают несправедливы, каждое третье заявление о признании решения налогового органа недействительным удовлетворяется в суде. Судебное разбирательство может длиться до нескольких лет, при этом счета будут заблокированы. В случае выигрыша в суде убытки налогоплательщика никто не компенсирует, добавила Бацелева. На время блокировок счетов бизнес «фактически парализуется». Компания, получившая блокировку счета за недоимку в 5000 рублей, может столкнуться с невозможностью выплатить зарплату сотрудникам, что может вызвать недовольство работников и подорвать репутацию бизнеса, приводит пример Александр Зелинко.
Необходимо определить срок, в течение которого операции по счету не будут приостанавливать, потому что просто прощать долг, хоть и небольшой, тоже неправильно, считает Бацылева.
Также в рекомендациях ТПП отдельное внимание уделяется блокировке счетов, открытых для выполнения оборонного заказа: в Налоговом кодексе предлагается закрепить, что операции по счетам, открытым в уполномоченном банке для осуществления расчетов по гособоронзаказу, не подлежат приостановке. Если операции приостанавливаются, налогоплательщик не может рассчитаться за товары и услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа, в результате срываются сроки, что чревато ответственностью вплоть до уголовной, отмечается в рекомендациях.
Текущие редакции Налогового кодекса и закона о гособоронзаказе фактически позволяют не только производить приостановку операций по отдельным счетам, но и производить погашение налоговой задолженности за счет бюджетных средств, выделенных на выполнение гособоронзаказа, отметила Инна Бацылева. По ее словам, с точки зрения оценки ущерба бюджету, он будет причинен и в случае неуплаты налогов, и в случае неисполнения гособоронзаказа. Причем ущерб от неисполнения оборонного заказа — это снижение обороноспособности страны. «Режим отдельного счета позволяет контролировать целевое расходование средств, поэтому такая мера, как приостановление операций по счетам, направленная на обеспечение взыскания недоимки, представляется чрезмерной», — уверена она.
Что еще предлагает бизнес
Участники форума предлагают в числе прочего усовершенствовать механизмы налогового контроля. В частности, детализировать нормы главы 14 HK РФ «Налоговый контроль» (статьи 82, 90, 92, 94, 95), дополнив их положениями о порядке, сроках и основных гарантиях налогоплательщиков при проведении дополнительных мероприятий проверки (осмотра, допроса, выемки документов и предметов, экспертизы). Также предлагается внести изменения в пункте 6 статьи 101 НК РФ «в части закрепления однократности проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля»: сейчас закон не устанавливает, какое количество таких мероприятий допустимо.
В числе рекомендаций — и донастройка механики перехода компаний с упрощенки (УСН) на общую систему налогообложения (ОСНО) и наоборот. Поскольку порог по выручке для УСН был значительно повышен, многие предприятия, применявшие в 2024 году общую систему налогообложения, могут перейти на УСН с 2025-го. В такой ситуации при получении авансов в 2024 году компания уплатит НДС, который она не сможет предъявить к вычету в 2025-м в связи с переходом на «упрощенку». Поэтому «предлагается предусмотреть переходные положения, предусматривающие возможность вычета в таких ситуациях».
Если сумма доходов организации на УСН превысит в совокупности 450 млн рублей, с первого числа месяца, в котором произошло превышение, компания потеряет право на применение налоговых ставок в 5% и 7%. При этом если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили 450 млн рублей, то такой налогоплательщик утратит право на применение УСН. «Таким образом, в случае превышения порога в 450 млн рублей, например, в ноябре 2025 года налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с 1 октября 2025 года, а право на применение пониженной ставки НДС 7% — с 1 ноября 2025 года», — указывается в рекомендациях. Эти нормы требуют гармонизации между собой и технической донастройки на законодательном уровне, говорится в документе.
Кроме того, предлагается внести изменения в статью 212 НК РФ, исключающие налогообложение материальной выгоды для сделок, где цены устанавливаются регулятором (например, при продаже российских активов компанией из «недружественной» страны скидка должна быть не менее 60% от рыночной стоимости актива).
Помимо этого, бизнес предложил усовершенствовать способы регулирования разногласий на любой стадии налогового контроля: ввести механизм согласительных процедур, который позволит «достигать соглашения об урегулировании спора на любой стадии налогового контроля и процесса, в том числе рассмотреть возможность запроса мнения независимых специалистов (представителей экспертного и научного сообщества)».