К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Динамика выдач кредиток россиянам с начала года стала самой скромной за пять лет

Фото: Александр Щербак/ТАСС
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Банки резко снизили выдачи кредиток. По данным Объединенного кредитного бюро, в октябре они выдали кредитных карт примерно на треть меньше, чем год назад, одобренные лимиты сократились почти на 20%. С начала года по выданным картам и одобренным лимитам динамика стала самой скромной для российского банковского сектора за последние пять лет. Выдачи тормозят из-за жесткого регулирования сегмента, снижения платежеспособности желающих получить карту и высоких процентных ставок. Тренд сохранится и в 2025 году, прогнозируют эксперты

Карты затормозили

Российские банки в октябре открыли для россиян 1,67 млн договоров на кредитные карты с общим лимитом 224,23 млрд рублей, следует из данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с которыми ознакомился Forbes. В годовом выражении количество выдач упало на 31%, а общий объем одобренных лимитов — на 19%. С начала года россияне оформили 22,34 млн новых кредитных карт на 2,72 трлн рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года число выданных карт почти не изменилось (-0,45%), общий объем лимитов вырос всего на 1%. Это самая скромная динамика в сегменте за последние пять лет, констатирует ОКБ. Для сравнения: за 10 месяцев 2023 года количество выдач в годовом выражении выросло на 32%, лимиты — на 42%. В 2022 году речь шла о 24% и 40% соответственно.

Выдачи кредиток стали снижаться в России с сентября 2024 года. Тогда было оформлено 2 млн карт с общим лимитом в 256 млрд рублей против августовских 2,5 млн новых карт почти на 300 млрд рублей. Октябрь лишь усугубил падение: количество выдач снизилось на 16% месяц к месяцу, а общий одобренный лимит — на 12%. 

«Складывается картина, при которой проникновение кредитных карт на рынок кредитования выглядит постепенно достигающим максимума, чувствуется насыщение рынка», — констатирует гендиректор ОКБ Михаил Алексин. Одна из основных причин — в макропруденциальных требованиях регулятора, направленных на ограничение роста закредитованности россиян. В III квартале вступили в силу новые макропруденциальные лимиты (МПЛ) для банков в отношении кредитных карт. Теперь клиенты банков, у которых показатель долговой нагрузки (ПДН) превышает 80%, не смогут получить карты или повысить лимит по ним, напоминает Алексин. В IV квартале были ужесточены лимиты для заемщиков, которые тратят на обслуживание долга 50-80% своего дохода. Кроме того, осенью выросли надбавки к коэффициентам риска по необеспеченному потребительскому кредитованию, которые давят на капитал банков.

 

Также банки должны будут формировать резервы в полном объеме на одобренный лимит по карте, а не на фактически используемый, что существенно снижает экономику карточных продуктов на банковском рынке, добавляет управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич.

В первом полугодии выдачи активно росли — на это, в частности, указывал ЦБ. Регулятор связывал это с тем, что ставки по карточным продуктам всегда были высокими и потому менее чувствительны к росту ключевой ставки, а также указывал, что заемщики активно используют бесплатный грейс-период по картам. Однако ситуация изменилась с ужесточением регулирования.

 

Помимо более жестких макропруденциальных ограничений, на сегмент давит возвращение с июля ограничений на полную стоимость потребкредитов. «В условиях роста ключевой ставки и текущих ограничений полной стоимости кредита (ПСК) банки вынуждены снижать аппетит к риску по этому продукту, что приводит к снижению уровня одобрения», — говорит руководитель департамента розничных продуктов банка «Уралсиб» Екатерина Резникова.

Кроме того, банки заблаговременно подготовились к предстоящим ограничениям и набрали базу карточных клиентов «про запас». «С конца 2023 года банки активно выдавали карты впрок, в том числе заемщикам с высокой долговой нагрузкой, чтобы успеть до ужесточения регулирования в части ПДН. Действие моратория на применение ограничений по ПСК, в свою очередь, позволило банкам выдавать новые кредитные карты под 60% годовых. Сейчас перед ними стоит задача не наращивать выдачи, а переварить базу новых клиентов и активизировать все неактивные кредитки. По нашим подсчетам, сейчас лишь 65% выданных карт используются заемщиками, остальные же «лежат в кошельках»», — говорит старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко.

Наконец, база качественных клиентов для банков сужается. «Финансово грамотные заемщики либо в принципе не оформляют новые кредитки, пережидая период высоких ставок, либо стараются укладываться в беспроцентный период погашения, что не позволяет кредиторам получать доходы. Среди тех, кто сейчас все же обращается за кредитками и вообще за кредитами, увеличивается доля заемщиков, которым нужны деньги, зачастую неважно, под какой процент. В целом поток клиентов, которые обращаются за кредитами, становится менее платежеспособным», — объясняет Михаил Алексин. На фоне такого снижения кредитоспособности клиентов банки начинают больше отказывать и меньше выдавать кредитов.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что будет дальше

В ближайших планах банкиров — оптимизировать расходы на кредитные карты. «Помимо аппетита к риску, многие банки оптимизируют расходы на привлечение. В IV квартале ряд заметных игроков на рынке кредитных карт приостановили привлечение кредитных карт из платных каналов цифрового маркетинга», — обращает внимание Екатерина Резникова.

Новый комплекс мер от регулятора привел к тому, что банки скорректировали свои продукты, пересмотрели длительность льготного периода и объемы лимитов, а также сократили расходы на активное привлечение, признает начальник управления кредитных карт ВТБ Константин Литвинов. «Как и другие участники рынка, с октября ВТБ временно одобряет одну кредитную карту для клиента. Изменения не коснулись тех клиентов, которые уже используют более одной кредитной карты», — говорит он.

На 2024 год Frank RG ждет прироста портфеля на 10-15%, говорит Анна Стогниенко. В следующем году, по ее словам, выдачи будут стагнировать, лимиты уменьшаться, а прирост портфеля будет происходить лишь за счет активации карт и более медленной их амортизации — граждане вспомнят про невостребованные кредитки и при условии роста или сохранения темпов инфляции будут больше тратить и медленнее гасить долги.

В 2025 году можно ожидать снижения новых выдач в сегменте кредитных карт, как и в целом на рынке потребительского кредитования, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Помимо возросших ставок и ужесточения регулирования, давление на возможности банков окажет рост надбавок к нормативам достаточности капитала и введение с февраля 2025 года антициклической надбавки. Так что банки могут дополнительно перекрыть канал выдачи кредиток, что коснется прежде всего заемщиков со средней и высокой долговой нагрузкой, считает эксперт. Одновременно для менее рискованных заемщиков банки могут увеличить лимиты кредитования, что будет востребовано, учитывая заметный рост цен.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+