Эксперты по кодификации выступили против законопроекта о сервисах рассрочки
Совет при президенте по кодификации выступил против законопроекта, регулирующего работу BNPL-сервисов по оплате покупок частями. Эксперты совета назвали «неудачной» саму идею разработки отдельного федерального закона для сервисов рассрочки. Подготовить поправки, регулирующие работу BNPL-сервисов, поручил в декабре 2023 года Путин
Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не поддержал законопроект, регулирующий работу BNPL-сервисов, сообщили «Ведомости» со ссылкой на экспертное заключение совета.
В России BNPL-сервисы (Buy Now, Pay Later — «бери сейчас, плати потом», или беспроцентные рассрочки) появились в 2021 году. Поскольку BNPL-сервисы не оформляют с клиентом кредитный договор, данные о такой рассрочке не попадают в кредитную историю заемщика. В конце 2022 года ЦБ предложил «сблизить» регулирование рынка рассрочки с законодательством о потребкредитовании. В декабре 2023 года Владимир Путин поручил до 1 июня 2024 года подготовить поправки, регулирующие работу BNPL-сервисов.
В августе в Госдуму был внесен законопроект, регламентирующий правила продажи товаров в рассрочку или с оплатой частями. Он ограничивает покупки в рассрочку без занесения информации в кредитную историю потребителя лимитом в 15 000 рублей. При превышении этой суммы оператор рассрочки должен будет передавать информацию о сделке в бюро кредитных историй (БКИ).
Совет при президенте счет «неудачной» саму идею разработки отдельного федерального закона, отметив, что его принятие может привести привести «к коллизиям между положениями различных законов» и к тому, что одни и те же отношения будут урегулированы по-разному.
Эксперты совета подчеркнули, что разработчики законопроекта (глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и депутаты Константин Бахарев и Вячеслав Макаров) вводят терминологию, которая противоречит устоявшимся терминам. И напомнили о международном опыте, где предъявляемые требования к сервисам рассрочки дифференцированы в зависимости от того, кто предоставляет рассрочку (продавец или третье лицо), а также от размера займа и срока, на который предоставляется рассрочка.
Издание направило запрос Аксакову.
Представитель ЦБ напомнил «Ведомостям» о необходимости скорейшего устранения регуляторного арбитража между рассрочкой и потребительским кредитованием. «Важно организовать защиту прав и интересов пользователя рассрочки на том же уровне, на котором сейчас защищен заемщик, оформивший потребительский кредит», — сказал он. Глава комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев отметил, что сейчас сервисы рассрочки не воспринимаются как кредитные сервисы и предлагаемый законопроект должен устранить это противоречие и регулировать сервисы рассрочки как кредиты.
Представитель Wildberries назвал предложенные проектом поправки излишними. «На текущий момент объем рынка небольшой, и операторы сервисов рассрочек уже применяют инструменты защиты потребителей в рамках действующего законодательства», — пояснил он. Представитель «Яндекс Сплита» предупредил, что если законопроект будет принят в текущей редакции, то игроков на рынке рассрочек станет меньше, а у покупателей не останется альтернативы, кроме продуктов, предлагаемых микрофинансовыми организациями.