ВТБ назвал три самые популярные схемы телефонного мошенничества
ВТБ назвал три самые популярные схемы телефонного мошенничества в 2024 году. Чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками банков, операторов связи и работниками госструктур либо предлагают клиентам фиктивные заработки на инвестициях или подработке в интернете. Банк также предупредил об изменении портрета мошенников, отметив, что все чаще это финансово грамотные профессионалы, разбирающиеся в психологии
ВТБ определил три наиболее актуальные схемы телефонного мошенничества, на которые пришлось до 80% всех инцидентов с января по октябрь 2024 года, сообщил руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов в преддверии FINOPOLIS 2024. Он отметил, что чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками банков, операторов связи и работниками госструктур. Они пытаются получить секретный СМС-код пользователя для подтверждения действий в интернете, установки вредоносной программы на смартфон или склонения к переходу по фишинговой ссылке.
Другая схема предполагает привлечение клиентов предложениями заработка на фейковых инвестициях, интернет-подработках или приобретении валюты, отметили в ВТБ. Мошенники обещают быструю прибыль на фоне резкого роста стоимости акций или других вложений. При такой схеме, сначала клиент переводит небольшие суммы на сторонние счета и видит мнимую прибыль, что побуждает его увеличить вложения, зачастую с привлечением кредитных средств. После получения денег мошенники исчезают.
По словам экспертов ВТБ, в этом году злоумышленники стали активнее манипулировать своими жертвами. Мошенники подбирают схемы обмана, учитывая возраст, социальное положение, статус клиента и оформленные на него банковские продукты. Использование персональных данных жертв помогает им убедительнее «цеплять» жертв уже отработанными уловками, в том числе обещаниями быстрого заработка и психологическим давлением.
Чугунов также обратил внимание на изменение портрета мошенников. По его словам, все чаще речь идет о финансово грамотных подготовленных профессионалах, разбирающихся в психологии. Так, около 85% жертв переводили деньги на неизвестные счета, делились с неизвестными личной информаций и отдавали им деньги. «Как в хорошей пословице «Доверяй, но проверяй» всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег», — отметил банкир.
По данным ВТБ, в 2024 году 67% звонков в этом году злоумышленники совершали по мобильной связи, а 33% — через мессенджеры. При этом в июле и августе показатель звонков по мобильной связи достиг 89%.
ЦБ по итогам второго квартала зафиксировал рекордный уровень хищения средств мошенниками с банковских счетов — почти 5 млрд рублей. Согласно отчету регулятора, 97,2% от общей украденной суммы пришлось на хищения со счетов физлиц. Средняя сумма хищения выросла до 18 600 рублей, что стало максимумом за полтора года. Более половины всех краж пришлись на каналы дистанционного банковского обслуживания, сумма хищений по которым превысила 970 млн рублей, и Систему быстрых платежей, через которую украли 1,5 млрд рублей. Возвратить удалось лишь 2,1% всех денег. При этом наиболее крупным каналом утечки по объему средств остались переводы по картам, сумма хищений через него составила 2 млрд рублей.