К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Институт ВЭБа спрогнозировал рост дефицита бюджета в ближайшие годы

Фото: Николай Гынгазов/ТАСС
Фото: Николай Гынгазов/ТАСС
Накопленный дефицит федерального бюджета за 2025-2030 годы может составить почти 11 трлн рублей, следует из прогноза Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, с которым ознакомился Forbes. По итогам 2024-го экономисты института спрогнозировали дефицит бюджета в 2,9 трлн рублей — выше закладываемых властями 2,12 трлн. Дефицит может вырасти до 3 трлн рублей в 2025-м и до 3,7 трлн в 2026 году. Однако даже такой уровень дефицита не угрожает безопасности финансовой системы страны, подчеркивают эксперты

Дефицит бюджета в 2024 году может сложиться выше, чем прогнозируют власти: вместо 2,12 трлн рублей — 2,9 трлн (1,5% от ВВП), следует из прогноза развития российской экономики на 2024-2027 годы Института исследований и экспертизы госкорпорации ВЭБ.РФ от сентября 2024 года. Forbes ознакомился с копией презентации прогноза, его подлинность подтвердили два источника, близких к ВЭБу. За 2025-2030 годы, согласно прогнозу, накопленный дефицит бюджета может составить 10,9 трлн рублей. В пресс-службе ВЭБ.РФ перенаправили запрос в Минфин, в ведомстве отказались от комментариев.

В начале июня Минфин повысил оценку дефицита бюджета в текущем году до 2,12 трлн рублей (1,1% от ВВП). Ранее по закону о федеральном бюджете планировалось, что показатель составит 1,595 трлн рублей, или 0,9% от ВВП. За первые восемь месяцев 2024 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 331,4 млрд рублей. На 2025 год, согласно закону о бюджете, дефицит будет равен 0,83 трлн (0,4% от ВВП), в 2026 году — 1,536 трлн рублей (0,8% от ВВП). По прогнозу института ВЭБ.РФ, в 2025 году показатель может составить 3 трлн рублей (1,4% от ВВП), а в 2026 году — 3,7 трлн рублей (1,6% от ВВП). В новейшей истории России дефицит был выше прогнозируемой институтом на 2026 год суммы лишь однажды, в пандемийном 2020 году (4,1 трлн рублей). В то же время «дефицит сохраняется на безопасном для финансовой системы уровне», отмечается в прогнозе института госкорпорации. В 2027 году экономисты института ВЭБа прогнозируют сокращение дефицита до 2 трлн рублей (0,9% ВВП).

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Текущие и прогнозируемые уровни дефицита бюджета к ВВП можно считать безопасными для финансовой системы, согласен главный экономист «Эксперта РА» Антон Табах. «В номинальном выражении экономика достаточно сильно выросла за последние годы, поэтому триллионы [бюджетного дефицита], которые раньше могли быть обоснованы лишь антикризисной политикой, теперь являются вариантом нормы», — считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Он подчеркнул, что дефицит в рамках 1,5% ВВП — это относительно мало, как по историческим меркам, так и в межстрановом сопоставлении, а также с точки зрения реальной возможности их финансировать в нынешних условиях.

 

Госдолг в России — «самый низкий из крупных экономик, так что это в любом случае не слишком значительные деньги», отмечает Антон Табах. И это несмотря на то, что из-за высоких процентных ставок существенно  увеличиваются расходы на его обслуживание, отметил экономист. О том же говорится в прогнозе института ВЭБ.РФ: низкий уровень госдолга позволяет финансировать дефицит бюджета долговыми инструментами. 

В числе основных причин увеличения оценки дефицита бюджета ВЭБ.РФ — рост расходов. Так, согласно июньским поправкам в федеральный бюджет, оценка расходов на 2024 год выросла с 36,66 трлн рублей до 37,182 трлн (19,4% ВВП). Институт ВЭБ.РФ прогнозирует показатель на уровне 38,1 трлн рублей (19,6% ВВП) в 2024 году и его дальнейшее повышение до 40,5 трлн (19,3% ВВП) в 2025 и 43 трлн рублей(19,1% ВВП) в 2026-м — против заложенных в текущий закон о бюджете 34,382 трлн и 35,587 трлн рублей соответственно. 

 

«Рост расходов в первую очередь связан с обострением геополитической обстановки», — считает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Андрей Чернявский. Помимо немалых расходов на вооружение и оборонную промышленность, большие расходы связаны также с восстановлением вошедших в состав России территорий, отметил он. Помимо этого, расходы увеличивает расширение нацпроектов, добавил партнер налоговой практики BGP Litigation Павел Кондуков. В начале года президент Владимир Путин анонсировал новые инициативы и национальные проекты на шесть лет, до 2030 года, почти на 10 трлн рублей.

Принятый в прошлом году бюджет на 2024-й и плановый период 2025-2026 годов отличается резким ростом доли и сумм расходов на национальную оборону и силовые структуры (Forbes подробно писал об этом здесь). В структуре бюджета основной упор делается на обеспечении нужд армии, обороноспособности, вооруженных сил, признавал осенью прошлого года глава Минфина Антон Силуанов. Военные расходы в структуре бюджета в 2024 году впервые в новейшей истории России превысят социальные.

Вместе с тем институт ВЭБ.РФ прогнозирует и рост доходов. По его оценке, доходы в 2024 году составят 35,2 трлн рублей — чуть больше заложенных в бюджет 35,06 трлн, из них 10,7 трлн нефтегазовых и 24,5 трлн ненефтегазовых. В 2025 году экономисты прогнозируют рост доходов до 37,5 трлн рублей против заложенных в текущую версию бюджета 33,6 трлн: расхождение с официальным прогнозом формируется прежде всего за счет более оптимистичной оценки ненефтегазовых доходов — 26,5 трлн рублей против 21,8 трлн. В 2026-м показатель, как прогнозирует институт ВЭБа, еще вырастет — до 39,3 трлн (в текущую версию бюджета заложено 34 трлн рублей), также в основном за счет ненефтегазовых статей доходов. 

 

Заметный рост этих доходов может быть связан с масштабной налоговой реформой, положения которой вступают в силу с 1 января 2025 года, отмечает главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец. Ранее Минфин оценивал дополнительные доходы государства от налоговой реформы в 2,6 трлн рублей в 2025 году. Кроме того, свой вклад в рост доходов бюджета вносит и высокая инфляция, добавляет Донец. 

По прогнозу института ВЭБ.РФ, «возвращение к бюджетному правилу до 2031 года без сокращения расходов маловероятно». Бюджетное правило предполагает, что «планировать непроцентные расходы надо так, чтобы они не превышали сумму базовых нефтегазовых доходов (сумма, рассчитанная в сценарии с экспортной ценой нефти $60 за баррель) и ненефтегазовых доходов», поясняет Дмитрий Куликов. В рамках действующего сейчас переходного периода финансировать дефицит бюджета можно из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2024 году на эти цели предусмотрено до 1,3 трлн рублей. В прогнозе института ВЭБ.РФ, размер ФНБ по итогам 2024-2026 годов не изменится (12 трлн рублей) и вырастет до 14 трлн рублей в 2027-м.

По мнению Куликова, в будущем власти будут проводить консолидацию бюджета, «если правительство будет придерживаться собственного бюджетного правила». Это важно как с точки зрения инфляции, так и с точки зрения доверия инвесторов в госдолг, считает экономист.

Решению проблем может способствовать увеличение налогооблагаемой базы за счет проактивной экономической политики и стимулирования предпринимательства, прежде всего в производственной сфере, считает член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева. «Мы видим массу примеров работы правительства по снижению издержек для бизнеса. Взять хотя бы замену проверок профилактическими визитами, что серьезно помогает предпринимателям, поскольку нарушения устраняются без штрафных санкций», — сказала она. Также Авдеева отметила, что драйверами роста могут выступить прежде всего строительство, легкая промышленность, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, сектор IT, также есть куда развиваться внутреннему туризму и тесно связанной с ним индустрии гостеприимства.

В то же время значительный объем поступлений в бюджет связан с доходами от нефтегазовой отрасли, отметил Павел Кондуков. Такие доходы связаны как с объемами добычи, так и с реализацией добытых углеводородов. В отношении ресурсной обеспеченности не первый год обсуждается проблема налогового стимулирования разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти (ТРИЗ) — на имеющихся месторождениях будет проблематично длительное время сохранять нужные объемы добычи: по оценкам Минэнерго, доля запасов ТРИЗ составляет 60-70% в общих запасах углеводородного сырья. То есть без налогового стимулирования ТРИЗ будет сложно удержать планируемые объемы добычи и реализации нефти и, как следствие, обеспечить планируемые доходы в бюджет, считает Кондуков.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+