К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

С малых по нитке: «дочки» банков нарастили долю на рынке микрозаймов

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
За год микрофинансовые организации, принадлежащие банкам, заметно нарастили долю на рынке микрозаймов. На фоне ужесточения регулирования потребкредитования банки ищут способы сохранить клиентов, и собственная микрофинансовая структура — оптимальный для такого случая вариант из-за менее строгого скоринга и меньшего среднего чека, считают микрофинансисты

По итогам I квартала 2024 года на долю микрофинансовых организаций, принадлежащих банкам, пришлось более 41%, или 160,2 млрд рублей, в совокупном портфеле микрозаймов в России (388,4 млрд рублей), подсчитали по просьбе Forbes аналитики отраслевого объединения микрофинансового рынка СРО «МиР». Год назад на микрофинансовые «дочки» банков приходилось 112 млрд рублей, или 36% портфеля. Еще сильнее за это время выросла доля банковских МФО в общем количестве действующих договоров микрозайма — с 21% до 29%, следует из подсчетов организации. 

Сейчас свои дочерние микрофинансовые структуры есть у многих крупных банков. Так, в составе группы Т-Банка (бывший Тинькофф Банк) работает «Т-Финанс», у Росбанка это «РБ Кредит», у Совкомбанка — «Быстрые покупки», у банка «Уралсиб» — «Уралсиб Финанс», у ОТП банка — «ОТП Финанс», у «Русского стандарта» — «Русский стандарт финанс» и т. д. А у Альфа-банка действуют сразу две микрофинансовые «дочки» — «А Деньги», которая работает в сегменте займов до зарплаты, и зарегистрированная в конце прошлого года «Альфа финанс», которая сфокусируется на более крупных и длинных займах. В 2024 году свою МФО зарегистрировал и банк «Ак Барс».

Некоторые из «банковских» МФО превратились в по-настоящему крупных игроков на рынке микрозаймов, следует из данных рейтингового агентства «Эксперт РА». Например, «Т-Финанс» в 2023 году стала лидером ренкинга агентства по размеру рабочего портфеля (тело долга до вычета резервов и без учета просрочки более 90 дней. — Forbes) микрозаймов — 23,2 млрд рублей, а «А Деньги» замкнула топ-10 — около 3,5 млрд рублей. Также обе компании попали в десятку крупнейших по объемам выданных в прошлом году микрозаймов — с 42,2 млрд рублей (3-е место) и 22,4 млрд рублей (6-е место) соответственно.

 

Свои планы об экспансии «дочек» на рынок микрозаймов банки не раскрывают. МФО «Ак Барса» и «РБ Финанс» отказались от комментариев, остальные не ответили на запрос Forbes.

Опрошенные Forbes микрофинансисты признают: конкуренция с банками в последний год ужесточилась. «Банки начали осознавать, что им тоже интересно создавать собственные МФО, достаточно давно. Но в 2023 году банковских игроков на рынке микрозаймов стало значительно больше. Они поняли, что до 30% клиентов банков одновременно являются и клиентами МФО. У части банков кредитная политика не предусматривает выдачи денег таким клиентам. Но вопрос об увеличении клиентской базы стоит достаточно остро. Поэтому банки стали все чаще задумываться о том, каким образом этих клиентов от себя не отпускать и оставлять в своем периметре», — говорит гендиректор МФК «МигКредит» (входит в группу Denum) Артем Быков.

 

Число банковских МФО в ближайшей перспективе продолжит увеличиваться, солидарны собеседники Forbes. Связанные с банками МФО могут расти не просто выше средних значений по отрасли, а стать по итогу года первыми по темпам роста — банки могут фактически одномоментно перебросить часть своего клиентского трафика в свое «ручное» МФО, считает гендиректор МФК «Саммит» (работает под брендом «ДоброЗайм») Алексей Имховик. «Кроме того, банковские МФО не испытывают проблем с фондированием для быстрого роста. Тогда как у классических МФО они есть — привлечь сторонние средства фактически может очень ограниченный круг организаций — менее 5% от всего рынка», — оценивает он.

Пока конкуренция между банковскими и независимыми МФО скорее косвенная, считает гендиректор Webbankir Андрей Пономарев. С одной стороны, они действительно борются за одних и тех же качественных заемщиков: сегодня среднестатистический клиент МФО — это человек с постоянным местом работы и доходом от 50 000 рублей в месяц, c другой — каналы привлечения совершенно разные, объясняет он. У банковских МФО это несостоявшиеся клиенты материнских структур, тогда как независимые МФО привлекают заемщиков на открытом рынке.

Тем не менее итогом конкуренции классических и банковских МФО может стать бо́льшая консолидация рынка микрофинансов. «Давление на средние и малые компании, действительно, может усилиться значительно. И дальнейшая консолидация рынка может происходить не только за счет укрупнения топ-20 отдельно стоящих МФО, но и за счет усиления влияния на рынок банковских МФО, которым проще расти быстрее рынка в сравнении с небольшими и средними МФО», — предполагает Алексей Имховик.

 

Банк России не видит причин для беспокойства из-за освоения банковскими «дочками» рынка микрофинансирования. «Клиенты МФО и банков отличаются в том числе по своему риск-профилю. Различны также продукты, которые предлагают кредитные организации и МФО — по сумме, сроку, условиям», — напоминает представитель регулятора.

Кроме того, многие банковские МФО работают в сегменте POS-займов, где уровень полной стоимости кредитов (ПСК) у банков и МФО сопоставим, добавляет он. Например, в категории займов свыше одного года среднерыночное значение ПСК у банков составляет 19%, у МФО — 23%.

Наконец, для ограничения рисков закредитованности граждан для банков и МФО действуют макропруденциальные лимиты (МПЛ) по займам лиц с высокой долговой нагрузкой. Для займов с лимитом кредитования МПЛ на III квартал текущего года для МФО установлены на уровне банковских, а по займам без лимита — снижены на 5 процентных пунктов по сравнению с II кварталом — до 10% по займам с показателем долговой нагрузки (ПДН) свыше 80%, и до 20% — с ПДН 50-80%.

Тем не менее ЦБ в 2024 году обещал пристальнее взглянуть на банковские МФО. В опубликованном в апреле докладе о направлениях развития банковского регулирования и надзора Банк России отмечал, что изучит их бизнес-модели, чтобы «минимизировать практики обхода банками ограничения ПСК через привлечение заемщиков в дочерние МФО и выдачи им дорогих займов». На вопрос Forbes о результатах этой работы  регулятор по существу не ответил.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+