Костин назвал варианты обхода ограничений во внешнеторговых расчетах
В условиях внешнеторговых и финансовых ограничений у государства и российского бизнеса есть три направления работы для создания рабочей платежно-расчетной системы, заявил на съезде Ассоциации банков России глава ВТБ Андрей Костин. Это создание финансовой платформы прямых расчетов с «дружественными» странами, создание в таких странах банков, аффилированых с российскими структурами, а также использование во внешней торговле цифровых активов.
По словам Костина, после того как в конце 2023 года режим вторичных санкций для банков из третьих стран ужесточился, количество отказов в проведении платежей от банков из «дружественных» юрисдикций резко возросло. При этом отказы идут без разъяснения причин, отметил глава ВТБ. Кроме того, увеличиваются сроки проведения платежей, растут комиссии и объем запрашиваемой документации, особенно по критически важным товарным группам — электронике, компьютерам, высокоточным станкам и оборудованию, рассказал Костин.
«Если год назад перед нами стояла задача исключить из трансакционных маршрутов участников SDN и не использовать SWIFT, то сейчас центральной проблемой становится собственно география — Россия. Как только товар идет оттуда или туда — загорается «Стоп», независимо от лояльности конкретного банка или юрисдикции и санкционного статуса российского участника сделки», — признал президент — председатель правления ВТБ.
Самым приемлемым вариантом для организации платежей Костин назвал создание многосторонней финансовой платформы прямых расчетов и прямого обмена финансовыми сообщениями с «дружественными» странами, например со странами БРИКС. Несмотря на то что все технические предпосылки для создания такой платформы уже есть, реализовать проект можно лишь в отдаленной перспективе, отмечает Костин, — сложности в первую очередь политические.
Второе направление, которое предлагает Костин, — более активное использование во внешнеэкономической деятельности российских и зарубежных цифровых активов. Этот вариант можно осуществить быстрее, но он также требует политического взаимодействия с зарубежными странами и изменений в законодательстве, отметил глава ВТБ.
Третья модель внешнеторговых расчетов, к которой, по словам Костина, «в ближайшие месяцы подталкивает сама жизнь», — либо развитие собственной платежной инфраструктуры в третьих странах, либо использование аффилированных банков и «разного рода агентских схем», по которым можно платить как фиатными деньгами, так и криптовалютой.
«Пример собственной платежной инфраструктуры — «ВТБ Шанхай» (филиал ВТБ в Китае. — Forbes), который работает в полностью закрытом контуре и в состоянии взять на себя функцию основного расчетного банка в юанях для обслуживания российско-китайской двусторонней торговли», — указал Костин. По мнению Костина, создание аффилированных банков на территории третьих стран возможно, «но инвестиционные риски и риски реализации реального контроля, с учетом ужесточения относящегося к России комплаенса, очень высоки».
Агентские схемы, отметил Костин, эффективны, но не всегда полностью прозрачны с точки зрения российского законодательства, а также юридического и финансового контроля. «На рынке сегодня есть два основных вида таких схем. Крупные экспортеры, как правило, пользуются сетью доверенных трейдеров. Все остальные, включая крупнейшие банки, обращаются к услугам независимых компаний-посредников», — рассказал глава ВТБ. В ближайшее время этот канал будет самым востребованным, считает он. «Поэтому для банков актуален вопрос создания специального продукта по проведению расчетов с использованием финансовых посредников», — добавил глава ВТБ. Для этого может потребоваться пойти на «вынужденные временные изменения» в законодательство, прежде всего в 115 ФЗ («О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». — Forbes). «Следует также предпринять превентивные шаги, чтобы не позволить в этой связи оказать на нас давление по линии FATF», — заключил он.
В декабре прошлого года США предупредили, что будут отключать банки из третьих стран от долларовой системы, если те будут помогать России в обходе санкций — в частности, проводить расчеты по товарам, которые могут быть использованы в военной промышленности. После этого банки из «дружественных» стран — например, Турции и Китая — начали отказываться от работы с российскими банками и принимать платежи от российских структур в местных валютах.