Экономисты спрогнозировали долю цифрового рубля через год после внедрения
Доля цифрового рубля в платежах через год после его широкого внедрения может почти сравняться с долей безналичных денег. Такой сценарий возможен при полной совместимости цифрового рубля с другими формами расчетов и финансовыми инструментами, пришли к выводу Илья Чапышев и Ансэль Шайдуллин из НИУ ВШЭ в работе «Исследование интероперабельности цифровой валюты Банка России». Статья опубликована в научном журнале Банка России «Деньги и кредит».
Для прогнозирования доли цифрового рубля в платежах авторы работы использовали имитационное моделирование, которое «позволяет создать упрощенную модель реального мира, в которой можно исследовать различные сценарии и анализировать результаты». Для того, чтобы построить модель с учетом фактических данных, экономисты выбрали датой внедрения цифрового рубля 1 января 2024 года и смоделировали поведение экономических агентов до 1 января 2025-го.
Авторы исследования предлагают четыре сценария распространения цифрового рубля и его совместимости с другими формами расчетов. В первом сценарии совместимость абсолютная (100%, то есть все транзакции с использованием цифрового рубля успешно проходят и доходят до адресата), а доля граждан, которые сразу будут использовать цифровой рубль после его внедрения, составляет 40%. Предположение о столь высокой доле россиян, которые решат использовать цифровой рубль, сделано на основе опроса «Сколково-РЭШ» 2021 года. В нем половина респондентов сообщили, что будут использовать цифровой рубль точно или вероятно. При таком сценарии на цифровой рубль после его внедрения придется 40,8% от общего объема платежей, на безналичные деньги — 43,6%, на наличные — 15,5%.
При таком же уровне популярности цифрового рубля у россиян и более низком уровне совместимости цифрового рубля с другими формами денег — 70% (то есть 30% платежей отклоняются или не проходят), доля цифрового рубля в платежах через год после внедрения может составить 32,6%, безналичных денег — 49,7%.
Гораздо скромнее доля цифрового рубля в тех моделях, в которых его популярность среди россиян на начальном этапе будет небольшой. Если доля россиян, использующих цифровой рубль сразу после внедрения, составит чуть больше 11% (исходя из доли респондентов из опроса «Сколково-РЭШ», кто точно собирается использовать цифровую валюту), то цифровой рубль в перспективе 12 месяцев займет лишь 3,7% от общего объема транзакций. Это даже меньше, чем доля платежей наличными — 6,5%. При таких же параметрах популярности и низком уровне совместимости с другими формами денег (70%) доля платежей с цифровым рублем падает до 2,6% (при 6,6% у наличных и 90,7 — у безналичных).
Развитие технической инфраструктуры для цифрового рубля, в том числе платежных систем, — ключевой фактор успешного внедрения цифровой валюты, делают вывод авторы исследования. Кроме того, для широкого принятия цифрового рубля необходимо «проведение информационно-образовательной кампании», посвященной его возможностям. При изначально низкой доле принятия цифрового рубля после его внедрения, те экономические агенты, которые используют цифровую валюту, могут оказаться не способны убедить других агентов перейти на расчеты с ее использованием — в этом случае т.н. «сетевые эффекты» (когда ценность продукта растет с увеличением числа пользователей и развития инфраструктуры) не смогут полностью компенсировать начальное преимущество наличных или безналичных денег, отмечают исследователи.
Цифровой рубль относится к т.н. «цифровым валютам центральных банков» (central bank digital currency, CBDC), это третья форма денег, наряду с наличными и безналичными. Его эмитентом выступает Банк России. Цифровые рубли будут храниться в персональных электронных кошельках граждан на платформе ЦБ, а банки в качестве посредников будут открывать эти кошельки по запросу клиентов и предоставлять возможность пополнять их с обычного рублевого счета. При этом для граждан комиссии за переводы цифровых рублей будут нулевыми, а комиссия, которую будет платить бизнес за прием платежей в цифровых рублях, составит 0,3% от платежа (в несколько раз меньше, чем при приеме банковских карт). В 2023 году был запущен пилот цифрового рубля с участием 13 банков, в январе 2024-го ЦБ объявил, что к пилоту присоединяются еще 17 банков. На тот момент в тестировании операций с цифровым рублем принимали участие около 600 человек (сотрудники банков из пилотной группы и ЦБ) и порядка 30 торговых и сервисных компаний. Массовое внедрение цифрового рубля, по оценкам Банка России, может начаться в 2025 году.
На горизонте трех-пяти лет после успешного пилотирования и полномасштабного внедрения цифрового рубля банки могут терять до 50 млрд рублей в год в виде комиссий за обслуживание платежей и роста расходов на привлечение пассивов, оценивали аналитики компании «Яков и партнеры». В то же время, аналитики компании оценивали совокупный ежегодный доход банков, которые будут активно продвигать продукты с применением цифрового рубля, в 60 млрд рублей. Выигрыш для ретейлеров компания оценила в 80 млрд рублей в год.