Как выросло автокредитование
По итогам февраля банки выдали 121 000 автокредитов на 171,4 млрд рублей, подсчитали аналитики Frank RG. Это стало новым историческим максимумом за всю историю наблюдений как в денежном, так и в количественном выражении. Предыдущий максимум по объему выдач был зафиксирован в октябре 2023 года, когда банки выдали гражданам 166,9 млрд рублей на покупку автомобилей.
На этом фоне продажи новых автомобилей заметно растут — по данным «Автостата», в феврале было продано 103 950 новых машин, на 85,1% больше, чем год назад. У бренда — лидера по продажам, российской Lada, за год оборот новых машин вырос на 33%, у китайских Geely и Haval, входящих в топ-3, рост на 276,5% и 137,6% соответственно. На рынке автомобилей с пробегом (покупку таких автомобилей банки стали активнее кредитовать с 2022 года) в феврале было реализовано около 419 000–420 000 машин, на 6,2% больше, чем годом ранее.
Аналитики ожидали снижения выдач кредитов на новые и подержанные автомобили на фоне высокой ключевой ставки, признавал директор «Автостата» Сергей Удалов. В итоге в деньгах выдачи автокредитов выросли в 2,2 раза год к году, количество выдач увеличилось на 89%.
Банкиры довольны первыми месяцами зимы. В ВТБ за январь — февраль автокредиты получили 48 500 заемщиков на 64 млрд рублей. Результат в 4,4 раза по количеству и в 4,8 раза по объему превысил итоги за первые два месяца 2023 года, сообщила Forbes пресс-служба банка. Рост выдач в феврале отметили также представители Альфа-банка, «Росбанка Авто», Совкомбанка. Выдачи автокредитов в ОТП Банке, который специализируется на кредитовании подержанных авто, за первые два месяца 2024 года превысили результат за тот же период годом раньше почти в пять раз, заявил представитель банка.
Скупка на страхе
Для ажиотажа на авторынке есть несколько причин. Первая — предстоящие изменения в правилах параллельного импорта новых машин из дружественных стран. С 1 апреля страны ЕАЭС (кроме России это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. — Forbes) должны запустить единую систему управления рисками, которая позволит странам контролировать товары, ввезенные в одну страну союза и переправленные в другую страну без уплаты таможенных пошлин, и доначислять платежи за эти товары в своей юрисдикции. «До сих пор на авторынке существовало много белорусских и киргизских схем, которые позволяли по более низким пошлинам растаможить автомобили в странах ЕАЭС, а затем завезти их в Россию. После вступления новых правил экономить не получится: для ввезенных из дружественных стран машин вырастет утилизационный сбор. По различным оценкам, это может привести к росту ценника на 20–30% на такие машины», — объясняет старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
В феврале дилеры почти не поднимали цены — новые автомобили подорожали лишь на 1,4% к январю, но ожидания роста цен ближе к апрелю на рынке сильны. Потенциальные покупатели автомобилей торопятся, пока цены не выросли из-за утилизационного сбора, объяснял Сергей Удалов. Однако изменения в правилах расчета таможенной ставки в большей степени повлияют на авто, ввезенные по схемам параллельного импорта, доля которого оценивается не более 15%, указывает директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Екатерина Конова.
«Возможно, последствия от повышения таможенных пошлин сильно преувеличены, но полностью исключать этот фактор не стоит. В новейшей истории автомобили в России никогда не дешевели на длинных временных промежутках, а в последнее время рост цен сильно превышал инфляцию», — говорит представитель ОТП Банка. Потребители, откладывавшие покупку автомобиля в ожидании снижения цен, постепенно начинают принимать реалии, и в данных условиях автокредитование получает дополнительные импульсы, объясняет он логику заемщиков. Аналогичные ожидания роста цен уже провоцировали всплеск продаж автомобилей за наличные и в кредит в России летом 2023 года, когда россияне стремились купить машину до повышения утилизационного сбора с 1 августа.
Ажиотаж на субсидиях и господдержке
Вторая причина рекорда — большое количество субсидированных программ покупки новых автомобилей в кредит от производителей и дилеров с привлекательным ежемесячным платежом или низкой ставкой. В ВТБ ставки по автокредитам — в диапазоне 15–20%, но клиенты могут снизить ставку и переплату за счет услуги карты «Автолюбитель». «Кроме того, сегодня многие ключевые автопроизводители субсидируют ставки по кредитам, что позволяет заемщикам получить приемлемый ежемесячный платеж даже в условиях высокой ключевой ставки», — рассказывает пресс-служба банка.
За счет субсидированных программ диапазон ставок в кредитных договорах может быть от 20% до менее 1%, отмечает руководитель дирекции развития автокредитования Альфа-банка Сергей Литвиненко. Программы субсидирования пришли даже в рынок подержанных автомобилей, что ранее было нехарактерно для этого сегмента, говорит начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. По его словам, сейчас некоторые российские автодилеры стали предлагать субсидирование ставки и по таким кредитам на машины с пробегом, но их масштаб пока крайне мал — меньше 1% от всех выдач.
Щедрость дилеров и производителей продиктована высокой ключевой ставкой в 16%, а также затовариванием рынка. «В стоках у дилеров сейчас накопилось машин на два с лишним месяца вперед при норме в один-полтора месяца. Они этот профицит вынуждены реализовывать за счет субсидированных программ. Поэтому замедления, которого мы ждали на фоне высокой ключевой ставки, нет, а ажиотаж, подогреваемый субсидиями, наоборот, сохраняется», — объясняет Станислав Сухов.
Кроме того, в 2024–2026 году на авторынке действует льготная госпрограмма, предоставляющая скидку в 20–35% в зависимости от региона и типа автомобиля на покупку машин из списка Минпромторга (в него входят российские бренды и китайский Haval) в кредит. На программу выделено 65 млрд рублей. В 2024 году, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на субсидирование планируется потратить 18 млрд рублей. «В этом году выделен существенный объем господдержки, который значимо поддерживает сейчас авторынок. Этого финансирования хватит на пять-шесть месяцев», — считает Сухов.
Несмотря на целый набор факторов, поддерживающих активное автокредитование, аналитики ожидают замедления выдач. «Рост доходов населения вместе с субсидиями от автопроизводителей на первичном рынке автокредитования будет поддерживать повышенный спрос в ближайшее время. Тем не менее, жесткая монетарная политика ЦБ приведет к охлаждению роста реальных зарплат и нормализации темпов выдачи кредитов», — считает Никита Кулагин. «Рынок должен замедлиться, те рекорды, которые сейчас он ставит, — это специфика текущего момента и ажиотажа», — считает Станислав Сухов.
По итогам 2023 года в России было выдано более 1 млн автокредитов почти на 1,54 трлн рублей, по данным Frank RG. В ВТБ ждут по итогам 2024 года рост рынка автокредитования до 10%. Пик спроса банк ожидает в ноябре-декабре. При устойчивом курсе рубля цены должны стабилизироваться — сдерживать их будет стремление дилеров продать остатки автомобилей прошлого года и усиление конкуренции со стороны новых автопроизводителей, прогнозируют в банке.