К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Российские полки» и безопасность: чего власти хотят от маркетплейсов

Фото Сергея Елагина / Бизнес Online / ТАСС
Фото Сергея Елагина / Бизнес Online / ТАСС
На круглом столе в Совете Федерации представители различных ведомств и бизнеса обсудили правовые особенности работы онлайн-маркетплейсов в России. Идея ограничить в экспансии маркетплейсы с большой долей на рынке по аналогии с офлайн-магазинами поддержки не нашла. В то же время МВД выступило за ужесточение требований к маркетплейсам по информационной безопасности пользователей, а Росаккредитация — за обязательное подтверждение качества товара продавцом

Доли без ограничений

Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддержали идею установить для маркетплейсов предельную долю рынка в 25% и запретить им открывать новые пункты выдачи заказов (ПВЗ), как предлагал комитет Совфеда по экономической политике. Об этом представители ведомств заявили на круглом столе в Совете Федерации, передал корреспондент Forbes.

«Маркетплейсы не являются торговыми организациями и их отношения с покупателями, продавцами и пунктами самовывоза существенно отличаются от отношений в структуре торговой сети, — указал замглавы ФАС Петр Иванов. — В этой связи установление требований к маркетплейсам, аналогичных тем, которые установлены для торговых сетей, может не разрешить существующие проблемы <...> а наоборот, ограничить или замедлить развитие новых сфер ведения бизнеса».

Минпромторг указал на отсутствие прямой зависимости между товарооборотом и количеством ПВЗ. «Открытие нового ПВЗ не гарантирует, что товарооборот маркетплейса увеличится, и, соответственно, запрет на открытие новых ПВЗ не гарантирует, что оборот сократится», — указала замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлия Юдина. Минпромторг также счел избыточной идею запретить крупным маркетплейсам покупать доли в других организациях. «Это ограничило бы деятельность маркетплейсов в других сферах, где она может быть полезна», — пояснила Юдина. В то же время Минпромторг разделяет мнение, что нужно не допустить монополизацию рынка электронной торговли.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Законопроект о запрете маркетплейсам открывать новые пункты выдачи заказов, если на них пришлось от 25% всех онлайн-продаж, подготовил сенатор Андрей Кутепов, сообщал Forbes. Похожее ограничение действует для офлайновых продуктовых сетей. Им запрещено покупать или арендовать новые площади, если на эти сети приходится от 25% товарооборота в регионе, городе, муниципальном районе или округе. С июня 2022 года и до конца 2024-го норму заморозили, чтобы ретейлеры смогли занимать площади ушедших иностранных компаний.

Отдаленные регионы России и новые регионы (ДНР и ЛНР, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов. — Forbes) нуждаются в открытии новых пунктов выдачи заказов, отметила руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева.

 

«Мы не видим доказательств злоупотребления маркетплейсами своей рыночной властью, и количество продавцов растет», — считает руководитель по взаимодействию с государственными органами Wildberries Александр Литвак. По его словам, строительство одного логистического объекта в некрупном регионе дает прибавку 2% к валовому региональному продукту (ВРП). «У нас большие планы на Дальний Восток, южные регионы, Северный Кавказ», — добавил он.

Любые ограничения развития приведут к сдерживанию экспансии российских маркетплейсов, в том числе на рынки соседних стран, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», Lamoda и др.) Артем Соколов: «Наши зарубежные конкуренты не спят. Если мы установим дополнительные обязательства для внутренних участников рынка, надо понимать, что нас просто обскачут наши зарубежные конкуренты». «Сейчас перед нами остро стоит задача выхода за рубеж, откуда нас теснят все. И если мы хотим, чтобы в Казахстане, Армении, Киргизии покупали на Amazon, Ebay, маркетплейсах группы Alibaba, тогда нам нужно зажимать маркетплейсы, и тогда мы проиграем этот рынок, безусловно. Если же мы хотим, чтобы все-таки покупали на Ozon, на Wildberries, то мы просим все-таки нам помогать и формировать стимулирующее, а не угнетающее регулирование», — добавил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. 

Сенатор Кутепов вместе с депутатом Владимиром Гутеневым 5 марта внесли в Госдуму законопроект о регулировании маркетплейсов. В нем не оказалось анонсированной Кутеповым нормы, ограничивающей открытие новых пунктов выдачи для маркетплейсов, чья доля в онлайн-продажах выше 25%. Законодатели предлагают признавать крупными маркетплейсы, на которые приходится 20% онлайн-продаж, и запретить им навязывать продавцам товаров условия договоров, в частности запрещать им сотрудничать с другими маркетплейсами и другие ограничения.

 

ФАС признала доминирование Wildberries с долей 47% и Ozon с 35,5% на рынке электронной коммерции. Доминирование само по себе не является нарушением. Но злоупотреблять доминирующим положением запрещено . За последние 2,5 года (с 2021 по III квартал 2023 года) товарооборот на маркетплейсах вырос более чем в семь раз — со 167 млрд рублей до 1,214 трлн рублей. Количество продавцов через маркетплейсы выросло в семь раз — со 100 000 до 700 000 организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Товары на маркетплейсах приобретают 88 млн покупателей, привел данные замглавы ФАС.

Риски для безопасности

МВД выступило за ужесточение для маркетплейсов требований к информационной безопасности. «Нас интересует вопрос интернет-безопасности пользователей», — пояснил советник Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД Андрей Исмакаев. По его словам, нужно не допустить, «чтобы на маркетплейсы пришла та ситуация, которая есть на финансовом рынке в отношении банковских услуг». Маркетплейсы сохраняют информацию и «постоянно делятся с МВД и, в частности, с Управлением «К» (занимается преступлениями в сфере информационных технологий. — Forbes)» , рассказал Артем Соколов.

Авдеева указала на риск утечки персональных данных граждан, которые хранят маркетплейсы: «Они зачастую знают о нас больше, чем налоговая служба. В частности, фактическое место жительства и дополнительные телефоны». Минпромторг счел избыточной идею дополнительно обязать маркетплейсы обеспечивать антитеррористическую защищенность складов и пунктов выдачи заказов. Антитеррористическое законодательство, включая постановление о защищенности торговых объектов, распространяется в том числе на маркетплейсы. 

Ранее МВД поддержало идею Совфеда обязать маркетплейсы обеспечивать безопасность вложений, чтобы не допускать доставку наркотиков, оружия, взрывчатки и т. п. Однако должного обоснования для этого представлено не было, указал Литвак из Wildberries. По его словам, в практике не встречались факты распространения через маркетплейсы запрещенных веществ и случаи причинения вреда.

Приоритет отечественным производителям

Минпромторг выступает за то, чтобы маркетплейсы в первую очередь предлагали покупателям товары российского производства. «Если потребитель ищет условный дезодорант, то в первую очередь это должен быть российский дезодорант», — привела пример Юдина. Депутаты при поддержке Минпромторга написали законопроект о «российской полке» — приоритетном размещении российских непродовольственных товаров. 

 

Минэкономразвития раскритиковало эту идею, поскольку придется перестраивать алгоритмы, которые выдают товары на основе предпочтений пользователей. У «Яндекса» есть технический способ, как продвигать отечественных производителей, рассказал директор по работе с органами государственной власти «Яндекс Маркета» Дмитрий Русаков. Он также сообщил о проработке процедуры сверки товаров реестром российской продукции Минпромторга.

Продавцов могут обязать подтверждать качество товара

Росаккредитация предложила законодательно обязать продавцов на маркетплейсах указывать сертификат или декларацию, подтверждающие качество и безопасность товара. Так, розничные магазины обязаны иметь сертификаты соответствия на товары и предоставлять их по запросу покупателей. 85% товаров на маркетплейсах подлежат сертификации и декларированию, и лишь около 10% из них обладают достоверными сертификатами, заявил замглавы Росаккредитации Александр Соловьев. Недобросовестные продавцы, по его словам, могут указывать чужой сертификат. Росаккредитация три года тестирует с маркетплейсами сервис, через который они могут проверить подлинность указанного продавцом сертификата и разместить в карточке товара подтверждающую ссылку на сайт Росаккредитации и значок «Товар проверен». 

«Есть такое мнение, что раньше был Черкизон, где продавали непонятно что, а сейчас пытаются то же самое делать через маркетплейсы», — прокомментировал сенатор Иван Абрамов. «Если мы где-то кого-то ловим на контрафакте, то мы тут же сообщаем коллегам по рынку», — пояснил Минаев из Ozon.

Роскачество предложило обеспечить покупателям техническую возможность отказаться от заказанного товара в любой момент и зафиксировать сумму неустойки за возврат — сейчас маркетплейсы определяют ее произвольно, отметил замглавы департамента защиты прав потребителя Роскачества Игорь Поздняков. По его словам, когда маркетплейсы открыли доступ для зарубежных продавцов, в частности из Китая, «посыпались жалобы о дешевых подделках», при этом на маркетплейсах покупатели лишены возможности обратиться напрямую к продавцу. Если офлайн-магазины обязаны принять возвращенный товар от покупателя, то маркетплейсы часто требуют фото- и видеодоказательства дефектов товара, и Роскачество считает недопустимым перекладывать бремя доказывания на потребителей. Авдеева из Союза интернет-торговли предложила развивать внесудебное разрешение споров с маркетплейсами, чтобы снять «колоссальную» нагрузку на суды, в которые поступает огромное количество исков о работе маркетплейсов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+