Силуанов оценил объем замороженных в России иностранных активов
В России заморожено не меньше иностранных активов, чем за рубежом российских, заявил министр финансов Антон Силуанов. Он подчеркнул, что любые действия с российскими активами на Западе получат симметричный ответ. Ранее в Совфеде заявляли, что в России накопились большие суммы на счетах типа «С», принадлежащих в том числе инвесторам из «недружественных» стран
В России заморожено не меньше западных активов, чем российских за рубежом, заявил в интервью «РИА Новости» министр финансов Антон Силуанов. Кроме того, он напомнил, что Россия предпримет симметричные меры в случае конфискации ее замороженных активов за рубежом. «Это вопрос не к нам, следим за решениями западных стран. У нас заморожено тоже не меньше. Любые действия с нашими активами получат симметричный ответ», — заявил он.
Силуанов отметил, что Китай уже сокращает свое участие в американских бумагах. «Надежность доллара и евро подорвана», — пояснил он.
Ранее, 23 февраля, Bloomberg со ссылкой на заместителя министра финансов США Уолли Адейемо писал, что США изучают возможности использования $300 млрд российских активов, замороженных после начала «спецоперации»* на Украине, для помощи Киеву. «Мы ищем способы раскрыть экономическую ценность этих резервов для украинского народа», — заявил он.
В начале февраля Bloomberg узнал, что Евросоюз и «Большая семерка» обсуждают план использования замороженных активов Банка России в качестве залога по облигациям, которые могут быть выпущены для финансирования восстановления Украины. Сторонники инициативы исходили из того, что Россия будет обязана выплатить ущерб, который она причинила Украине в ходе «военной спецоперации». В случае отказа России от выплат претензии к ней могут быть обращены на замороженные активы ЦБ.
Позже Reuters со ссылкой на осведомленных европейских чиновников писал, что Евросоюз не поддержал предложение Бельгии использовать замороженные российские активы в качестве залога для помощи Украине. В ЕС посчитали, что для ареста суверенных активов другой страны нет правовых оснований. Кроме того, предложенная мера может привести к отказу инвесторов от евро, отмечали источники. Собеседники Reuters также опасались, что это решение может привести к краху бельгийского депозитария Euroclear, на котором хранится большая часть замороженных российских активов.
В Euroclear посчитали, что использование замороженных российских активов в качестве залога для помощи Украине несет в себе такие же риски, как и прямая конфискация этих активов. Исполнительный директор бельгийского депозитария Лив Мостри тогда заявила, что этот шаг может негативно повлиять на финансовую стабильность в Европе. По ее мнению, Банк России «не сможет просто принять тот факт, что активы были арестованы и что обязательства Euroclear перед ним прекратились».
Зампредседателя Совфеда Николай Журавлев ранее попросил Минфин разработать законопроект об ответных мерах на случай использования Западом замороженных российских активов. «У нас накопились большие суммы на счетах типа «С», принадлежащих в том числе инвесторам из недружественных стран. И они тоже в качестве ответной меры в случае решения Европы могут и должны быть обложены соответствующим налогом», — сказал он тогда.
В декабре 2023-го министр финансов Антон Силуанов заявлял, что Россия, в случае принятия европейскими властями решения о конфискации замороженных средств Банка России, ответит симметрично. Тогда он подчеркивал, что ответные меры могут затронуть замороженные в России активы иностранных контрагентов из «недружественных» стран. В том же месяце пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что незаконное изъятие активов России может привести к серьезному удару по всей международной финансовой системе. В случае конфискации Россия будет постоянно реализовывать право на судебное оспаривание, уточнял он.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.