Банк России на первом в 2024 году плановом заседании совета директоров 16 февраля принял решение сохранить ставку на текущем уровне в 16%. Начало монетарной паузы было предсказуемым: такой прогноз накануне дали все опрошенные Forbes аналитики. Объясняя принятое решение, регулятор в релизе отметил снижение инфляционного давления, однако признал: судить об устойчивости складывающихся дезинфляционных тенденций преждевременно. Основных причин для этого несколько.
Во-первых, показатели инфляции не гарантируют приближение к таргету в 4%, поставленному на 2024 год. «В среднем за декабрь — январь текущий рост цен с поправкой на сезонность снизился до 6,6% в пересчете на год по сравнению с 11,5% в осенние месяцы», — говорится в релизе регулятора. Аналогичный показатель базовой инфляции уменьшился до 7% в пересчете на год по сравнению с 10,2% в осенние месяцы. Это во многом отражает постепенно нарастающие эффекты от ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП). Показатель годовой инфляции пока сохраняется вблизи уровней декабря 2023 года за счет эффекта базы — по оценке на 12 февраля, он составил 7,4%. При этом инфляционные ожидания населения и бизнеса хоть и снизились к уровням третьего квартала 2023 года, но остаются повышенными, что дает инерционный импульс к росту цен.
Во-вторых, побороть проинфляционные факторы, которые присутствовали в риторике ЦБ в течение 2023 года, до сих пор не удалось. Внутренний спрос продолжает опережать возможности расширения производства товаров и услуг. Кадровый голод, о котором свидетельствуют опросы предприятий, не дает наращивать выпуск товаров и услуг для его удовлетворения. А вклад продуктовой инфляции и сферы услуг в темпы роста цен остается значительным, отмечает регулятор.
С другой стороны, замедление розничного кредитования вследствие высоких ставок и ужесточение регулирования вкупе с высокой доходностью депозитов усиливают тенденцию к сберегательному поведению россиян и снижению спроса на импорт. В ряде отраслей дефицит кадров перестал расти, однако перевес пока на стороне проинфляционных факторов, считает ЦБ.
Такие вводные данные диктуют Банку России осторожный тон. «Наш сигнал можно назвать нейтральным. Мы считаем, что пик месячной инфляции уже был пройден осенью прошлого года. Что касается годовой инфляции, пик может быть весной, но в начале июля предполагается повышение тарифов на услуги ЖКХ, это также может отразиться на показателе годовой инфляции. В целом мы видим, что по этому году в результате проводимой денежно-кредитной политики инфляция в устойчивых компонентах продолжит снижаться с тем, чтобы годовая инфляция к концу года была 4-4,5%», — отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции. Достижение таргета по инфляции потребует длительного периода жесткой денежно-кредитной политики, констатировал ЦБ. Его прогнозы по среднему значению ключевой ставки были ужесточены на процентный пункт (п. п.) — до 13,5-15,5% в 2024 году и до 8-10% в 2025 году соответственно.
Сколько длиться паузе?
Вопрос о том, как долго продлится монетарная пауза, может стать главной макроэкономической интригой года. Эксперты и аналитики, опрошенные Forbes, разошлись в предположениях. В оптимистичном сценарии — 13,5% за год — она может опуститься на 2 п. п. в первом полугодии и 4-4,5 п. п. во втором, до 9-9,5% к концу года, считает директор по инвестициям «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой. В пессимистичном варианте снижать ставку могут начать не ранее июня — до 14% к концу года, заключает он.
Новый ориентир средней ключевой ставки предполагает достаточно широкую траекторию ее возможного движения, отмечает начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко. Например, ближе к верхней границе средняя ставка будет, если начнет снижаться осенью (с сентября) осторожными шагами по 100 б. п., рассуждает он. При средней ставке ближе к нижней границе (13,5%) возможно смягчение шагами, сопоставимыми с ужесточением в 2023 году, «однако сегодняшние комментарии главы ЦБ о необходимости плавного снижения, на наш взгляд, делают указанный сценарий маловероятным», отмечает аналитик. «Наиболее вероятен промежуточный вариант, при котором ЦБ начнет смягчение во второй половине года (в июле), но будет снижать ставку осторожно, либо делая это только на опорных заседаниях, либо шагом не более 100 б. п.», — прогнозирует Кравченко.
«Диапазон по ключевой ставке говорит о том, что совет директоров ЦБ видит первое снижение самое раннее в июле, самое позднее — в октябре, — пишет экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. — Этим оценкам соответствует ставка на конец года между 9% и 13%».
Аналитики инвестбанка «Синара» не ждут первого снижения ключевой раньше четвертого квартала 2024 года. «Траектория ключевой ставки на 2024 год повышена при неизменном прогнозе годовой инфляции. Это означает, что Центробанк готов поддерживать сравнительно высокие ставки в течение длительного времени, чтобы снизить инфляцию», — пессимистичны они.
Главный риск для регулятора — недостижение таргета по инфляции, указывают собеседники Forbes. «Пока уровень инфляции и инфляционных ожиданий остается выше параметров, соответствующих цели Банка России по инфляции. Но шансы на устойчивое снижение инфляции существенно возрастают при развитии наблюдаемых трендов: стабилизации базовой инфляции, сокращении разовых инфляционных факторов, снижении инфляционных ожиданий, закреплении курсовой стабильности и т. д. Наш прогноз инфляции на конец 2024 года снижен с 5,9% до 5,6%», — отмечает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Годовая инфляция достигнет своего пика в этом июле на уровне 8,4% (после повышения тарифов ЖКХ) и замедлится до 6% к концу года, уверен главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.