Reuters оценил сумму российских субсидий на поддержание авиации в $12 млрд
Россия потратила более $12 млрд на поддержание авиаотрасли в условиях западных санкций с марта 2022 года, подсчитал Reuters. Тогда поставки запчастей и услуги по техническому обслуживанию в России прекратили компании Airbus и Boeing. Эти расходы вдвое превышают выплаты в 2020–2021 пандемийных годах, отмечает агентство
Россия с марта 2022 года выделила $12,1 млрд (1,1 трлн рублей) в виде государственных субсидий и кредитов для поддержания отечественного авиационного сектора, следует из подсчетов Reuters, основанных на данных Министерства финансов и Счетной палаты. Агентство связывает это с введением западных санкций. В 2022 году иностранные производители самолетов Airbus и Boeing прекратили поставки запчастей и предоставление услуг по техническому обслуживанию российских самолетов. В частности, они отказались от регулярного техобслуживания самолетов авиакомпании «Аэрофлот».
Сумма государственных субсидий за 2022 год вдвое превышает размер выплат в 2020–2021 годах (547 млрд рублей), когда пандемия COVID-19 привела к резкому сокращению авиаперевозок, отмечает Reuters. «Зависимость от самолетов иностранного производства ставит перед Россией сложную задачу — развивать авиационную промышленность самостоятельно, используя запчасти отечественного производства, и при этом покупать самолеты у иностранных лизингодателей, чтобы избежать конфискации большей части авиапарка», — пишет агентство.
Владимир Путин на прямой линии и пресс-конференции 14 декабря заявил, что российские авиакомпании, по его мнению, закупили слишком много самолетов иностранного производства. При этом он отметил, что российские компании выкупили часть иностранных самолетов. «Никому не хочется терять деньги, и часть этих самолетов мы выкупаем, так что они становятся собственностью российских авиационных компаний», — сказал президент.
По данным швейцарского авиационного агентства ch-aviation, в настоящее время российские авиакомпании эксплуатируют 991 самолет, из которых 405 произведены в России, передает Reuters. При этом только 133 самолета произведены государственной Объединенной авиастроительной корпорацией. Другие же самолеты российского производства редко используются для коммерческих рейсов.
В марте российское правительство выделило почти 300 млрд рублей на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей, сообщил министр транспорта Виталий Савельев. «Мы пытаемся выкупить самолеты у иностранных лизингодателей. Мы хорошо понимаем этот вопрос. И правительство выделило уже порядка 300 млрд рублей», — сказал он.
В марте 2022 года Савельев оценил стоимость более 500 самолетов иностранных лизингодателей, которые остались в России, в $20 млрд.