Регулирование на корню: зачем нужен закон о беспроцентных рассрочках
Правительство и Банк России к 1 июня 2024 года должны подготовить поправки, регулирующие работу сервисов, которые позволяют оплачивать покупки по частям, следует из поручений Владимира Путина. Кабмину и ЦБ поручено выработать «механизмы защиты прав граждан и предоставления им гарантий» при использовании беспроцентной рассрочки — они должны быть аналогичными тому, что предусмотрен действующим законом «О потребительском кредите». Платную рассрочку смогут предоставлять только те лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по выдаче потребзаймов.
Таким образом, в споре о том, нужно ли регулировать рынок рассрочек, в частности набирающие популярность сервисы BNPL (Buy Now, Pay Later — «бери сейчас, плати потом», или беспроцентные рассрочки), поставлена точка. ЦБ предлагал сделать это еще в 2021 году и до усовершенствования законодательства даже рекомендовал кредитным организациям воздерживаться от участия в таких выдачах.
Главные сомнения в необходимости регулирования порождала величина этого рынка: по оценкам Банка России, BNPL занимает 1% от всего POS-кредитования. Аналитическая и консалтинговая компания Frank RG весной прогнозировала, что к концу года эта доля вырастет до 2%. Средний чек покупки тоже невелик — 7000 рублей, по подсчетам аналитиков Frank RG. Для сравнения: средний чек POS-кредита в ноябре, по подсчетам Frank RG, превышал 34 000 рублей. Самые популярные категории у россиян для покупок в рассрочку сейчас — товары для дома, бытовая техника и электроника, товары для красоты. «Сейчас некоторые провайдеры развивают возможность оплачивать авиабилеты с помощью BNPL, что может повлиять на увеличение среднего чека», — добавляет старший проект-лидер Frank RG Анастасия Кудрякова.
В мировой практике BNPL — один из самых быстрорастущих платежных методов. По данным британской исследовательской компании Juniper, в прошлом году через подобные сервисы прошло $112 млрд клиентских средств, а к 2027 году цифра может вырасти до $437 млрд.
Вторая причина отсутствия регулирования — простота механизма выдачи рассрочки, при которой у всех участников процесса своя выгода. Для клиента платеж разбивается на несколько равных частей (долями), которые он может погасить в короткий срок — как правило, несколько недель. Рассрочка оформляется в несколько кликов: обычно такие предложения размещены на сайтах магазинов. Для идентификации нередко достаточно номера телефона или зарегистрированного аккаунта — не нужна ни биометрия, ни «Госуслуги». Ретейлеры получают оплату сразу — с ними рассчитывается оператор рассрочки — и повышают конверсию продаж. Операторы зарабатывают на комиссиях, которые им платят продавцы, а также процентах и сборах, которые они могут взимать с клиентов за увеличение срока рассрочки.
Почему власти хотят регулировать рынок BNPL
С 2021 года на российский рынок BNPL вышло немало крупных игроков из банковской и микрофинансовой сферы и e-commerce: «Сплит» от «Яндекса», «Ozon Рассрочка» от Ozon, «Долями» от «Тинькофф», «Подели» от Альфа-банка, «Плати частями» от Сбербанка, «Халва частями» от Совкомбанка и т. д. Также о запуске похожего сервиса в 2024 году сообщал ВТБ. Юридически все эти сервисы предоставляют не сами банки, а принадлежащие им компании, поэтому они, как и e-commerce, не попадают под регулирование ЦБ и не обязаны получать от него лицензию.
У компаний сложились разные схемы оформления отношений с клиентами. Так, руководитель «Яндекс Сплита» Юлия Лебедева на сессии о BNPL Финансового конгресса ЦБ этим летом рассказала о том, что, выдавая рассрочку, компания заключает с клиентами договор поручения. А гендиректор ММК «Озон Кредит» Антон Житников там же говорил, что в Ozon рассрочка оформляется через договор микрозайма.
Также варьируются способы погашения рассрочки. Например, «Тинькофф» будет списывать с карты клиента по 25% от стоимости покупки каждые две недели. В сервисе «Сплит» рассрочка выдается на два (без процентов), четыре и шесть месяцев (за плату). Можно растянуть «Сплит» до двух лет и получить почти 300 000 рублей при условии оформления кредита в «Яндекс Банке» под ставку 10-35%, говорится в документации сервиса.
В конце 2022 года ЦБ предложил «сблизить» регулирование рынка рассрочки с законодательством о потребкредитовании. В частности, ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора и полной стоимости рассрочки, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования, чтобы его долг не попал коллекторам. Банк России заявил, что на этот рынок нужно распространить практику «периода охлаждения» (возможность отказаться от договора) и досрочных погашений, а также ввести запрет на разные цены на один и тот же товар в зависимости от наличия рассрочки. Кроме того, на фоне бурного роста закредитованности заемщиков ЦБ предлагал передавать данные о рассрочках в кредитные бюро.
К концу 2023 года подход ЦБ к регулированию в целом не поменялся, рассказал Forbes его представитель. «Мы хотим, чтобы этот сервис, в целом полезный для человека, был максимально прозрачным и была возможность контролировать возможные риски. Среди них — нерегулируемый размер штрафов за просрочку, низкая степень информированности потребителя о возникающих обязательствах, неконтролируемый рост долговой нагрузки заемщиков. Также есть риски роста масштабов shadow banking — теневого кредитования. Важно понимать, что отсутствие регулирования рынка рассрочки привлекает к нему в том числе внимание кредиторов, ищущих способы минимизировать обязанности, установленные законом о потребительском кредите», — опасается регулятор. ЦБ подчеркнул, что не стремится унифицировать существующее разнообразие практик рассрочки.
Сам текст законопроекта еще разрабатывается, в Госдуму он не внесен, сообщил Forbes глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Если при выдаче рассрочки с потребителя взимается плата, такая рассрочка должна выдаваться только профессиональным кредитором в форме потребительского кредита (займа). Если рассрочка является бесплатной, договор с потребителем должен быть понятным, с ограничением неустойки. Также должен быть определен порядок рассмотрения обращений оператором сервиса рассрочки и надзор со стороны Банка России. Именно эти положения, на мой взгляд, должны быть определяющими при подготовке законопроекта», — считает он.
Также Анатолий Аксаков добавил, что скрытые комиссии, прячущие от потребителя проценты за рассрочку, должны быть законодательно запрещены, а данные о рассрочках должны передаваться в кредитные бюро, кроме тех случаев, когда идентификация клиента невозможна из-за неполных данных. Например, когда у оператора имеется лишь номер телефона клиента.
Какого регулирования ждут участники рынка
Операторы рассрочек, опрошенные Forbes, опасаются чрезмерного регулирования рынка. «Рынку BNPL необходимо ответственное регулирование. Самое эффективное — установить максимальные срок и сумму, обязательность частичной оплаты товара или услуги потребителем за свой счет, отсутствие платы для потребителя и запрет на дифференциацию стоимости товара. Необходимо установить и основные принципы работы BNPL-провайдеров в части мисселинга, скрытых комиссий, ценовых манипуляций, а также учитывать базовые принципы KYC (Know Your Client, «знай своего клиента». — Forbes), например чтобы сервисом воспользовался совершеннолетний», — говорит руководитель «Долями» Дмитрий Серегин.
BNPL по своей сути является не кредитным, а финтех-продуктом, в основе которого новейшие технологии анализа данных, здесь во взаимоотношении с покупателем нет кредитного договора и свойственных ему инструментов работы с просрочками, напоминает он. Поэтому важно «не перегрузить удобный технологичный продукт большой регуляторной надстройкой», заключает Серегин.
Если процесс покупки в BNPL будет «утяжелен» и перестанет быть простым и бесшовным для пользователя, это может критически повлиять на удобство и будущее таких продуктов, разделяет опасения представитель «Яндекса». «Это может стать негативным фактором и для продавцов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса — именно они являются основными продавцами на маркетплейсах. Для них BNPL — инструмент повышения продаж и привлечения новой аудитории», — отмечает он.
Кроме того, часть вопросов операторы способны отрегулировать самостоятельно, например вопросы скоринга. «Мы согласны с необходимостью проверки клиентов и оценки их платежной нагрузки как самими BNPL, так и предоставления такой возможности профессиональным кредиторам», — рассуждает Дмитрий Серегин. Однако, по его словам, традиционные схемы с запросом паспортных данных и информации не применимы к рынку BNPL, так как «могут нарушить экономику продукта, что существенно снизит уровень комфорта для клиентов и переложит на него часть трат». По его словам, участники рынка BNPL уже обмениваются информацией в режиме онлайн, создав свою платформу на современных технологиях, которая могла бы получить лицензию бюро кредитных историй.
Под капотом у BNPL-провайдеров действительно лежат процедуры определенного скоринга, которые клиент не замечает, говорит старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. «Новые правила регулирования, которые будут вводиться, скорее затруднят и усложнят процессы продавцам и банкам, но не потребителям», — считает она.
«Все копья ломаются вокруг роста закредитованности россиян. ЦБ пугает риск бесконтрольного перекредитования, которое может сопровождаться массовыми неплатежами и ростом социальной напряженности», — предполагает председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. По его словам, операторы опасаются, что, решившись на регулирование, ЦБ и законодатели войдут во вкус и будут постепенно ужесточать требования, что может привести к поломке бизнес-моделей и даже уходу с рынка отдельных компаний, как это было со сферой электронных денег. «Необходимо найти правильный баланс между выгодами от BNPL и рисками, а также понять, кто и что является субъектом и объектом регулирования, дать определение BNPL, понять, кого относить к операторам. Например, может ли им быть ретейлер, дилер или застройщик, продающий в рассрочку. Это большая работа», — заключает он.