«Ведомости» узнали о комиссиях на заблокированные в банках Швейцарии активы россиян
Некоторые крупные швейцарские банки начисляют комиссии на заблокированные активы россиян, выяснили «Ведомости». Два источника знают о начислении комиссий на годы вперед, другие слышали о разовых случаях начисления. Банки вынуждены вводить комиссии на заблокированные активы для клиентов, с которыми хотят, но не могут разорвать отношения, поясняют эксперты
Некоторые крупные швейцарские банки начисляют комиссии на замороженные активы российских клиентов, иногда проценты начисляются за несколько лет. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в брокерской компании и собеседника в аудиторской. Последний знает от сотрудника швейцарского банка о начислении комиссии на годы вперед. Два источника в юридических фирмах слышали о случаях начисления банками из Швейцарии комиссий на замороженные активы, но не на годы вперед.
Представитель PostFinance сообщил, что банк не взимает никаких комиссий или сборов за заблокированные активы. Банк Raiffeisen из-за конфиденциальности не предоставляет никакой информации о том, как регулируются деловые отношения, затронутые санкциями против России, сказал его представитель. Представитель банка Julius Baer отказался от комментариев, представители UBS, Zurich Cantonal Bank, Vontobel и Pictet Group не ответили на запрос газеты.
«Идея такая, что есть счет, его надо обслуживать, неважно, что человек не может воспользоваться услугой, по факту она все равно оказывается», — рассказал источник в аудиторе. «Это кажется контринтуитивным, но нынче всякое возможно», — отметил один из собеседников по поводу начисления комиссий на годы вперед. Партнер BKHK Law Firm Роман Хаминский предположил, что швейцарские банки, не желая за свой счет обслуживать заблокированные активы и хеджируя риски будущих периодов, вынуждены взимать комиссии за обслуживание альтернативным путем.
Партнер мультисемейного офиса группы компаний ITSWM Екатерина Попова назвала комиссии на заблокированные активы «не новыми, а обидными старыми». Источник в одной из юридических фирм счел такой подход лишенным здравого смысла — когда будут разморожены активы, никто не знает. Он задался вопросом, будет ли банк в случае разморозки возвращать списанную комиссию за несколько лет. Сооснователь финтех-компании Skyfort Сергей Ишков полагает, что банки могут вводить комиссии на заблокированные активы для клиентов, с которыми хотят, но не могут разорвать отношения.
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек допустил, что таким образом банки могут переносить на клиентов существенно возросшие расходы на выполнение процедур комплаенса, а возможно, и премию за риск наложения на них штрафов. Управляющий партнер швейцарского юридического бюро Leolex Роман Кудинов рассказал, что под давлением регуляторов швейцарские банки постепенно избавляются от российских клиентов, но часть крупных и очень крупных клиентов продолжают обслуживать. Ишков знает, что с россиянами работают, в частности, Vontobel и ряд других крупных швейцарских банков, в том числе берут новых клиентов. Он сталкивался со случаями, когда россияне переходили из одного банка в другой, например из UBS в швейцарское подразделение J.P. Morgan.
Банки требуют гораздо больше подтверждений того, что клиент не связан с Россией, отметил Ишков. По его словам, помимо швейцарского вида на жительство или ВНЖ Евросоюза надо доказать реальное проживание и даже уплату налогов в Швейцарии или ЕС. Собеседник в брокере знает о случаях, когда европейские банки просили клиентов отказаться от российского гражданства. В практике Kept были случаи, когда банки в Европе замораживали средства и активы клиентов без объяснения причин, возвращали поступившие средства и требовали предоставить подтверждение налогового резидентства в ЕС, рассказал Подниек. Но, как правило, банки просто предлагали таким клиентам вывести активы и закрыть счета, отметили в Kept.
Паспорта третьих стран (Турция, Израиль и другие) больше не помогают избежать сегрегации счетов в европейских банках, когда клиент не получает дохода по ценным бумагам (купоны, дивиденды), но сами активы вывести возможно, сказал собеседник в брокере. По его оценке, британские банки пока не сегрегируют счета, но это ближайшая перспектива. Российские клиенты, которые больше не могут хранить свои активы в Европе, переводят их в ОАЭ или Сингапур, отметил Ишков. По словам Поповой, состоятельные россияне по возможности оставляют основную часть активов в банках Швейцарии, а остальные переводят в крупные банки «дружественных» стран. Российскому клиенту, привыкшему к швейцарскому качеству банковского обслуживания, сложно адаптироваться к «восточному подходу» в ОАЭ, Омане или Турции, добавил Хаминский.