Минфин предложил обязать глав восьми регионов лично отвечать за бюджетный дефицит
Минфин предложил возложить прямую ответственность за бюджетный дефицит на глав восьми регионов — Чечни, Ингушетии, Дагестана, Тувы, Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. За неисполнение обязательств по снижению разрыва между региональными доходами и расходами Москва грозит оставить субъекты без дотаций. Эксперты сомневаются, что глав Чечни и Дагестана будет легко заставить выполнять эти требования
Правительство России собирается возложить прямую ответственность за бюджетный дефицит на губернаторов восьми регионов, сообщил «Коммерсантъ», изучивший подготовленный Минфином проект постановления об увязке перечисления регионам федеральных дотаций с их усилиями по повышению доходности региональных бюджетов. Речь идет о главах Чечни, Ингушетии, Дагестана и Тувы, а также Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей*.
Причина ужесточения требований к ним вызвана высокой долей федеральных дотаций в их бюджетах, превышающей 40% объема собственных доходов, объяснили изданию в Минфине. При этом на четыре «старые» республики приходится 20% (164 млрд рублей) от общего объема дотаций в 822 млрд рублей (Тува — 20,5 млрд, Дагестан — 86 млрд, Ингушетия — 14,4 млрд, Чечня — 43 млрд рублей). На присоединенных территориях усиление бюджетного контроля объясняется необходимостью гармонизации их финансов с российскими правилами, пояснили в Минфине.
Сейчас три четверти российских регионов получают дотации для выравнивания объема средств, которые тратятся в расчете на одного гражданина. Для восьми вышеперечисленных регионов стандартную форму соглашения о предоставлении дотаций в 2024 году предлагают расширить за счет дополнительных обязательств. Их главы должны отказаться от дотаций или до 18 декабря подписать соглашения с рядом обещаний. Речь идет в том числе о повышении собираемости доходов и эффективности бюджетных учреждений, отказе от увеличения числа бюджетников и чиновников и от увеличения им зарплат выше инфляции. Губернаторы также будут должны прибегать к «мерам дисциплинарной ответственности» к должностным лицам, ответственным за нарушение указанных обязательств.
Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Зубаревич объяснила инициативу Минфина попыткой навести хоть какой-то порядок. Но напомнила, что финальные решения по Чечне и «с очень большой вероятностью» по Дагестану «будут приниматься не совсем Минфином», учитывая «вес их руководства». По поводу новых субъектов она напомнила, что уровень дотационности Запорожской и Херсонской областей достигает 95%, а Донецкой и Луганской народных республик — 88%. «Скажут дать больше — и никуда Минфин не денется», — подчеркнула она.
По мнению политолога Ильи Гращенкова, критики Минфина могут не поддержать его «слишком усредненное» отношение к новым регионам. «Там еще идут боевые действия, а они должны подписывать договор, что будут сокращать какие-то издержки», — отметил он.
* Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «военной спецоперации»** на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
** Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.