Доля нефтегазовых доходов российского бюджета опустилась до минимальной за 16 лет
Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета упала до минимума за 16 лет и составила чуть более 28% всех его поступлений по итогам девяти месяцев 2023 года. Аудиторы Счетной палаты среди причин такого положения дел назвали снижение мировых цен на нефть и налоговый маневр в нефтегазовой отрасли
Доля нефтегазовых доходов в поступлениях федерального бюджета опустилась до минимальной по крайней мере с 2007 года: по итогам трех кварталов 2023 года нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 28,3% всех поступлений, их доля сократилась почти на 15 процентных пунктов (п. п.) по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В абсолютном выражении доходы снизились в полтора раза (на 2,9 трлн рублей), до 5,58 трлн рублей, сообщает РБК со ссылкой на аналитическую записку Счетной палаты о ходе исполнения бюджета.
Аудиторы Счетной палаты связали такую динамику нефтегазовых доходов со снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром в нефтегазовой отрасли. Одновременно со снижением вклада «нефтегаза» растут ненефтегазовые доходы — за три квартала они увеличились на 2,93 трлн рублей, до 14,16 трлн руб. Эксперты объяснили их рост бюджетным импульсом, который увеличивает спрос в экономике и способствует в том числе росту налоговых доходов.
В пресс-службе Минфина напомнили, что при формировании федерального бюджета на 2023–2025 годы базовые нефтегазовые доходы устанавливались в фиксированном выражении на уровне 8 трлн рублей. «Сегодня динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню», — сказали в пресс-службе министерства. Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают в себя не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, газа и газового конденсата, экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты, налог на дополнительный доход (НДД) и возвратный акциз на нефтяное сырье с демпфирующей компонентой (налоговый вычет).
По оценке Счетной палаты, сборы НДПИ на нефть и газ сократились на 1,45 трлн рублей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 6,21 трлн рублей. По нефти снижение оказалось еще глубже — на 1,84 трлн рублей, оценили аудиторы. Поступления экспортных таможенных пошлин на углеводородное сырье упали в 3,4 раза: с 2,18 трлн рублей по итогам девяти месяцев 2022 года до 640 млрд рублей в 2023 году. С 2024 года экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты обнулятся при завершении «налогового маневра» в нефтяной отрасли, но сохранятся на газ.
В Счетной палате отметили, что сокращение нефтегазовых доходов произошло в основном в результате снижения средней цены на нефть марки Urals с $82,9 за баррель в декабре 2021 года — августе 2022 года до $55,9 за баррель в декабре 2022 года — августе 2023 года, цены на природный газ и изменения объемов добычи и экспорта энергоресурсов. В рамках налогового маневра ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты уменьшились в два раза по сравнению с 2022 годом, отмечается в записке Счетной палаты. Например, ставка пошлины на сырую нефть в сентябре 2022 года составляла $52 за тонну, в сентябре 2023 года ее размер был на уровне $21,4 за тонну. Изменение структуры добычи нефти и переход ряда месторождений на режим НДД снизили не только поступления НДД, но и НДПИ, отметили аудиторы. Если за девять месяцев 2022 года доходы бюджета по НДД достигали 1,37 трлн рублей, то в том же периоде 2023 года они снизились почти в два раза, до 704 млрд рублей.
Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов сказал, что исторический минимум доли нефтегазовых доходов наблюдался все-таки во второй половине 2020 года (29% по итогам 9 месяцев). По его словам, вторую половину 2023 года можно считать локальным минимумом, но на горизонте в три года «доля нефтегазовых доходов вернется в диапазон 34–36% — на уровни, характерные для 2016 и 2021 года».
«В 2024 году нефтегазовые доходы составят порядка 33% общих доходов федерального бюджета. Несмотря на сокращение дисконта Urals и ослабление курса, против увеличения нефтегазовых доходов будут действовать тренды в росте налоговых льгот на добычу нефти, доли добычи, на которую распространяется НДД, против добычи под НДПИ», — отметил экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. Снижение доли нефтегазовых доходов в основном не связано с ценовым потолком и санкциями, считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. «Они, конечно, повышают трансакционные издержки и снижают поступления, но не настолько, как хотелось бы инициаторам», — отметил экономист.