«Дочки» иностранных банков предпочли держать свободную ликвидность на счетах в ЦБ
«Дочки» иностранных банков в России держат существенный объем свободных средств на депозитных счетах в ЦБ, выяснил «Коммерсантъ». В ряде случаев речь идет о доле в 90% от всех активов. Альтернатива этому — выход на рынок межбанковского кредитования, но это чревато взаимодействием с подсанкционными российскими банками, поясняют эксперты
Банки, находящиеся под контролем иностранных собственников, в последнее время держат существенный объем свободной ликвидности на депозитных счетах в ЦБ. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчетность кредитных организаций.
По данным газеты, больше половины банков из топ-30 по величине остатков на счетах в ЦБ являются иностранными. У отдельных игроков объем средств на депозитах занимает от 40% до 90% от размера активов.
По данным на 1 октября, лидером по абсолютному объему остатков является «Юникредит» (188 млрд рублей). Существенный объем ликвидности разметили ОТП Банк, банк «Интеза», Дойче Банк, Сумитомо Мицуи Рус Банк, Коммерческий Индо Банк. Райффайзенбанк (крупнейший в России банк с иностранным капиталом) нарастил остатки на депозитах в Центробанке с менее 0,5 млрд рублей на начало мая до 100 млрд рублей к началу октября.
В ОТП Банке объяснили рост остатков на депозитах в ЦБ притоком средств на счета и депозиты клиентов и, как следствие, ростом свободной ликвидности. «Банк проводит взвешенную риск-политику, умеренно наращивая кредитование, и предпочитает размещать образующуюся свободную ликвидность в безрисковые инструменты, такие как депозиты ЦБ», — указал представитель банка.
Размещению средств на счетах в ЦБ есть ряд альтернатив, включая выдачу межбанковских кредитов, ставки по которым, как правило, выше ставок по депозитам регулятора, отметил в беседе с «Коммерсантом» банковский эксперт Алексей Нечаев. Однако выход «дочек» иностранных банков на рынок межбанковского кредитования ограничен по политическим мотивам, поскольку чреват вступлением, прямо или косвенно, в отношения с подсанкционными российскими банками, пояснила финансовый эксперт Ольга Ульянова. «Цель иностранных «дочек» сейчас не в том, чтобы заработать как можно больше прибыли, а в том, чтобы привлечь как можно меньше внимания к своей деятельности в России», — отметила она.
Нечаев соглашается, что решение банков с иностранным участием «держать значительные средства в Банке России явно продиктовано не бизнес-логикой». «Возможно, такова неофициальная позиция зарубежных материнских организаций, которые находятся под давлением национальных властей и этим демонстрируют движение по пути сворачивания какой-либо деятельности в РФ», — предположил эксперт.