К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Переход к китайской «мембране»: поможет ли опыт КНР против ослабления рубля

Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Решать проблему ослабления рубля следует по китайской модели, в рамках которой существует «мембрана» между внутренним и внешним валютными рынками, предложил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По мнению опрошенных Forbes экспертов, в России такую модель будет сложно реализовать, а желаемого эффекта в виде укрепления курса рубля она может не принести

Что предлагает Минэкономразвития

В дискуссиях по поводу волатильности курса рубля и борьбы с ослаблением национальной валюты появилась новая идея, которая отсылает к китайской модели валютного рынка. Ее в понедельник, 25 сентября, высказал глава Минэкономразвития Максим Решетников, выступая в Совете Федерации. 

По мнению Решетникова, два основных метода, которыми можно влиять на курс, — повышение ставки и ужесточение контроля за продажей валютной выручки экспортерами — не являются эффективными. Повышение ставки, которое должно ослабить внутренний спрос на импорт, а значит, и на иностранную валюту, по мнению министра, бьет не только по «валютным спекулянтам», но и по инвестиционному кредитованию. Что касается продажи валютной выручки, то ее уровень и так достаточно высок и стабильно держится выше 80%. Проблему Решетников видит в другом — в значительных объемах расчетов за экспорт в рублях.  Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 15 сентября говорила, что на рублевые расчеты приходится 42% выручки экспортеров. «Экспортеры активно берут эти рубли и возвращают. Вопрос: где и как они их берут и какой у нас сформировался рынок, ну, по сути, офшорных рублей, которые обращаются за границей, — вот это вопрос, который мы вместе с Центральным банком разбираем», — описал ситуацию глава Минэкономразвития. При этом, по его словам, то, что рубли скапливаются за рубежом, может привести к тому, что они будут «вовлекаться в валютные игры против рубля». 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Для решения этой проблемы Решетников предложил изучить китайскую модель. «С нaшей точки зрения, нам надо делать, наверное, какoй-то аналог китайской мoдели, когда все-таки существует некая «мембрана» между внутренним рынкoм рублей и внешним рынком рублей», — подчеркнул он. При этом Решетников отметил, что важно избежать ситуации, при которой на рынке фактически формируются два курса — внутренний и внешний. Глава Минэкономразвития уточнил, что здесь позиции министерства и ЦБ сходятся. Начать Решетников предложил с налаживания «четкого мониторинга и четкого понимания — сколько у нас рублей циркулирует за рубежом, как они туда попадают».

 

Банк России высказался об использовании китайского опыта с разделением внутреннего и внешнего контура рубля скептически. Сегментированность рынка, в том числе использование так называемых мембран, приведет к множественности курсов и негативным последствиям для финансового рынка в целом, уверен регулятор. Более того, по мнению ЦБ, ограничения на движения капитала сами по себе не могут стать панацеей для рубля в долгосрочной перспективе. «Постоянно действующие ограничения на движение капитала затрудняют внешнеэкономическую деятельность, особенно сейчас, когда компании вынуждены выстраивать новые логистические цепочки и новые платежные маршруты. Кроме того, такие ограничения затрудняют подстройку обменного курса к изменениям во внешних условиях и, соответственно, способны замедлить адаптацию экономики к этим изменениям», — объяснил Банк России. 

В схожем с выступлением Решетникова ключе недавно выступил глава банка ВТБ Андрей Костин. «Допустим, вы решили перевести деньги за рубеж: введены ограничения на $1 млн в месяц, а по рублям — переводите, сколько хотите. Что получается дальше? Вы перевели миллиард в Армению, и он тут же возвращается в обмен на доллары. Вот эту возможность надо закрыть», — считает банкир. Костин предложил установить лимит на движение рубля за рубеж на уровне 100 млн рублей в месяц. При этом Эльвира Набиуллина уверена, что эта мера не сработает для укрепления национальной валюты.

 

Как это работает в Китае

В случае с Китаем, на опыт которого призвал опираться Максим Решетников, существует два юаня — офшорный и оншорный. Основные рынки для офшорного юаня (CNH) — это Гонконг и Лондон, он используется нерезидентами для инвестиций в китайские активы, а его курс определяется рынком. При этом китайские власти могут влиять на этот курс, регулируя потоки юаневой ликвидности, которые попадают на внешний рынок. Оншорный юань (CNY) доступен только резидентам — в частности, для межбанковских расчетов. Его курс определяется Народным банком Китая на ежедневной основе, и торговаться он может только в пределах плюс-минус 2% от этого курса. 

Впрочем, на фоне снижения потока иностранных инвестиций китайские власти постепенно делают валютное регулирование более либеральным. Например, в сентябре они подчеркнули, что в зоне свободной торговли в Шанхае иностранные инвесторы могут выводить валюту без ограничений. Такие же меры могут в ближайшем будущем быть введены в Пекине.  

Валютная структура экспорта — причина слабого рубля?

Сама по себе валютная структура расчетов не имеет существенного влияния на курс рубля, уверены опрошенные Forbes эксперты. «Перевод расчетов за экспорт в рубли не должен оказывать заметного влияния на курс, поскольку зарубежным импортерам нужно где-то эти рубли получить. Сделать это они могут только с помощью продажи своей валюты, получения рублей через торговлю или привлечения рублевых кредитов (в этом случае кредит все равно придется возвращать, продавая валюту). В результате долгосрочно перевод расчетов за экспорт в рубли не должен влиять на равновесный валютный курс», — объясняет руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «ДОМ.РФ» Григорий Жирнов.

 

Проведение части экспортных расчетов в рублях не влияет на валютный курс, так как не меняет предложение валюты, добавляет главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Оно лишь перемещает часть валютного рынка за рубеж и меняет состав участников валютных торгов — валюту предлагают не экспортеры, а компании-контрагенты. 

Фактором ослабления рубля является скорее переезд валютного сегмента рынка и валютных операций в офшор, за пределы внутреннего рынка, считает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. «Это создает отток капитала и в текущей ситуации является одним из значимых факторов, давящих на курс», — заключает он.

Почему реализовать китайский опыт в России будет сложно

Реализовать китайскую модель будет сложно как минимум по двум причинам — это санкции и неконтролируемые теневые операции, указывает экономист «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец. «В отличие от того же Китая у нас есть проблемы с доступом к твердым валютам (доллару и евро) на фоне санкционных ограничений. У нас есть юаневые резервы, однако значительный объем из них приходится на ФНБ, и, по сути, использовать в этом вопросе мы можем лишь их часть, — отмечает экономист. — Так что если мы разделим периметр для рубля, управлять его курсом нам будет намного сложнее, чем тому же Китаю, на фоне санкций и нехватки валютных резервов. Более того, чтобы удерживать рубль от ослабления, нужно продавать валюту, что в том числе не бьется с бюджетным правилом». 

Есть и другая проблема — российский рынок изначально был свободным, без каких-то значительных ограничений на ввод и вывод капитала, и только на фоне санкций столкнулся с ограничениями, напоминает Донец. «Как показывает практика, после закрытия рынка растет вероятность формирования серых и фиктивных операций в обход ограничений. Такие операции сложно регулировать обычными методами, что может стать еще большей проблемой при разделении рынков на внутренний и внешний», — указывает она. В то время как китайский рынок долгое время не был в состоянии полной свободы, особо жесткие ограничения действовали  на вывод капитала из страны (некоторые действуют и сейчас), из-за чего сделки в обход закона были скорее исключением из правил.

Модель двух юаней создавалась, чтобы деньги, заработанные в Китае, было очень сложно вывести в другие страны, констатирует аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. «В результате у Китая, в отличие от России, есть существенные ограничения на трансграничное движение капитала и владение валютой. Вот некоторые из них: китайские граждане имеют право покупать в банке до $50 000 или другой иностранной валюты в эквивалентной сумме в год, максимальная сумма перевода за границу в год, установленная для физических лиц, — $50 000, вывод прибыли отечественных компаний в сумме более $50 000 подлежит дополнительному контролю, действует сложная процедура подготовки документов при выводе валюты из КНР», — перечисляет он. 

 

В российской ситуации, где есть ряд ограничений по работе с валютой, появление ряда банков в иностранных юрисдикциях, которые будут работать с рублевой ликвидностью, — затруднительная история, считает Егор Сусин. Если бы мы смогли реализовать это и как-то нейтрализовать проблему ограничений, то китайская модель могла бы дать нам большую управляемость движения капитала — четко было бы ясно, какие потоки кто и куда перевел и, соответственно, что с этим можно сделать, размышляет Сусин. «Но в текущей ситуации пока не сформировалась модель расчетов, а компании только нашли выход из проблемных расчетов за экспорт и импорт. Поэтому при реализации китайской модели могут реализоваться некоторые риски для экспортных и импортных платежей», — предупреждает он. В том числе, по его мнению, могут затрудниться расчеты за экспорт и импорт у компаний на фоне проблем у банков-контрагентов и давления западных финансовых властей. В этом случае механизм китайской «мембраны» будет негативно сказываться на доходах от внешней торговли. 

Если Россия реализует механизм, аналогичный китайскому, это повлечет создание дополнительных ограничений на ввод и вывод капитала, соглашается Антон Прокудин из УК «Ингосстрах-Инвестиции». «Это создаст проблемы у действующих игроков на рынке, которые находятся в процессе налаживания новых торговых связей, а также к плохо предсказуемым изменениям в системе, но не решит проблему слабеющего рубля», — резюмирует он. 

Почему ограничения на движения рубля оказались на повестке дня

Главная причина обсуждаемых мер по сдерживанию падения курса рубля состоит в опасении правительства относительно замедления роста экономики, а возможно, и небольшой рецессии, которая потребуется для охлаждения инфляции, считает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. «Думаю, что в российском контексте можно ожидать введения ограничений на инвестиции за рубежом для компаний, предельной величины вывода средств для физлиц и так далее. Главный вывод состоит в том, что прежние ограничения на вывод капитала основывались на предположении, что вывод доллара и евро болезнен для курса, тогда как отток «дружественных» валют и главным образом рубля — нейтрален. Оказалось, что это ложное предположение: в чем бы ни был номинирован отток капитала, он ослабляет курс», — объясняет экономист. 

Дискуссии между правительством и ЦБ  подчеркивают, что динамика валютного курса очень чувствительна для властей, отмечает Григорий Жирнов из банка «ДОМ.РФ». «Банк России предлагает влиять на курс с помощью ключевой ставки, но ужесточение ДКП повлияет на импорт с большим лагом и в моменте рублю не поможет, а с учетом опубликованных проектировок бюджета спрос (и, как следствие, импорт) могут остаться на повышенном уровне в ближайшее время. Достигнуть консенсуса по мерам контроля за потоками капитала в текущих условиях крайне сложно», — считает он. По его мнению, причиной заметного укрепления рубля может стать только рост экспорта, причем если покупки иностранной валюты по бюджетному правилу на рынке не будут возобновлены.

 

Проблему ослабления рубля все-таки можно решить традиционными методами, считает Сусин из Газпромбанк Private Banking. «Цены на экспортные товары выросли, что будет в будущем способствовать росту курса рубля, отчасти эту проблему будет решать и повышение процентных ставок со стороны ЦБ», — уверен он. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+