«Был бы хорошо трехзначным»: ЦБ оценил курс рубля в случае отказа от повышения ставки
Если бы ЦБ отказался от повышения ключевой ставки, курс рубля был бы «хорошо трехзначным», заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Сейчас резкое движение курса само по себе не является риском для финансовой стабильности, но отражает сильное изменение баланса внешней торговли, а также рост инфляции и инфляционных ожиданий, считает регулятор
Курс доллара мог бы быть «хорошо трехзначным», если бы Банк России оставил ключевую ставку на уровне 8,5% годовых, заявил зампред Центробанка Алексей Заботкин на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. Заботкина цитирует ТАСС.
«Если бы ставка осталась 8,5%, то мы бы сейчас смотрели на другой уровень обменного курса, который был бы, скорее всего, хорошо трехзначным. В этом смысле с точки зрения текущей динамики обменного курса ключевая ставка повлияла», — отметил зампред ЦБ.
Резкие изменения курса рубля сами по себе не являются риском для финансовой стабильности России, утверждает Заботкин. Волатильность рубля отражает ситуацию с балансом внешней торговли — ее сильное устойчивое изменение должно проявиться в курсе. Кроме того, резкое движение курса отражает рост инфляции и инфляционных ожиданий, оно может придать дополнительный импульс краткосрочному росту цен, заявил зампред ЦБ.
В ближайшие недели в России можно будет заметить замедление темпов кредитования вследствие повышения ключевой ставки, сообщил Заботкин. Это необходимо для снижения ценового давления. На фоне льготных кредитных программ замедление кредитования в ответ на повышение ставки происходит медленнее, чем если бы таких программ не было, добавил зампред Банка России.
Центробанк в августе внепланово повысил ключевую ставку сразу на 3,5 п. п., а затем, 18 сентября, еще на один п. п. — в сумме до 13% годовых. Одной из причин внепланового увеличения было резкое ослабление рубля. Перед сентябрьским заседанием совета директоров Банка России главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин говорили, что не ожидают нового повышения ставки. Греф отмечал, что, на его взгляд, слишком мало времени прошло после предыдущего повышения, а значит, сложно оценить последствия уже принятых мер. Период высокой ставки продлится недолго, потому что ЦБ «научился работать» с инфляционными всплесками, добавил Греф.
Курс рубля прошел пиковые точки ослабления и начал укрепляться в том числе за счет повышения ставки ЦБ, говорил помощник президента Максим Орешкин. Он отмечал при этом, что проинфляционные риски остаются значительными.
Правительство рассматривает ряд мер валютного контроля, направленных на отток капитала через дружественные страны, заявил 20 сентября заместитель министра финансов Алексей Моисеев. ЦБ в целом не поддерживает усиление ограничений на движение капитала, ответил ему Заботкин.