Россияне набрали рекордный объем автокредитов за всю историю рынка
Новый рекорд
Российские банки в июле выдали автокредитов на 165 млрд рублей, подсчитали аналитики Frank RG (данные есть в распоряжении Forbes). Это на 30,5% больше, чем в июне, и в целом является беспрецедентной для истории отечественного авторынка суммой. Рекорд был побит не только в денежном выражении, но и в количественном. За прошлый месяц в стране было оформлено 113 600 автокредитов, или на 37% больше, чем в июне.
В марте 2022 года на фоне ухода популярных западных брендов с российского рынка и резкого повышения ключевой ставки до 20%, рынок автокредитования пережил шок: тогда банкам удалось выдать 16 300 новых автокредитов на сумму 20,8 млрд рублей. К февралю 2022 года выдачи в денежном выражении упали на 79%, в количественном — на 77%. Однако с апреля 2022 года выдачи медленно стали восстанавливаться и в деньгах, и в штуках.
Ровно через год автокредитование не просто преодолело кризис, но стало одним из локомотивов рынка кредитования. Банки ежемесячно обновляют свои исторические максимумы по выдачам: 109,2 млрд рублей автокредитов было выдано в апреле, 118,4 млрд рублей в мае и 126,5 млрд рублей в июне, следует из данных Frank RG.
Высокие темпы выдач подтверждают банкиры. Например, «Открытие Авто» по итогам прошедшего полугодия отчитывалось о росте выдач в полтора раза в количественном и 1,7 раза в денежном выражении к прошлому году. «В этом году российский рынок автокредитования переживает свой расцвет: спрос на автокредиты превышает все рекордные показатели», — заявлял зампредправления ВТБ Анатолий Печатников в интервью телеканалу «Россия 24».
Дилеры и аналитики авторынка также зафиксировали всплеск покупок автомобилей в июле. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле в России было продано 100 343 автомобиля, на 144,7% больше, чем годом ранее. А по данным «Автостата», в тот же период было продано 95 654 новые машины, или на 168,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
На 2023 год у банков большие планы. Так, по прогнозам ВТБ, продажи автокредитов в России по итогам года выйдут на 1,5 трлн рублей, что на треть превысит показатели 2021 года, когда был достигнут предыдущий максимум выдач. К июлю больше половины этой суммы — 769,4 млрд рублей — уже выдана, следует из данных Frank RG.
Почему россияне набирают автокредиты?
Одна из причин — увеличение предложения иностранных автомобилей. В июле в Россию завезли 80 300 новых иномарок. Это рекордное количество за последние три года, пишет издание Autonews со ссылкой на презентацию «Автостата». Кроме того, в прошлом месяце в страну попало 51 300 автомобилей с пробегом, что стало наибольшим результатом с 2021 года. Всего за январь — июль в страну ввезли 307 500 новых и 271 400 подержанных машин, что в 3,7 и 2,9 раза соответственно превысило импорт в аналогичный период прошлого года.
При этом со стороны отечественных автопроизводителей поддержки предложения на рынке было недостаточно: по данным Росстата, производство легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия упало в годовом выражении на 29,9%, до 197 000 штук.
Вторая причина — непрекращающийся рост цен на автомобили. Средняя стоимость нового отечественного автомобиля выросла в январе 2023 года на 18,9% к январю 2022-го, новой иномарки — на 52,9%, а подержанной иномарки — на 16,4%. На двухлетнем горизонте темпы роста цен более ощутимы, пишут аналитики Национального Рейтингового Агентства (НРА): удорожание новых отечественных автомобилей в январе 2023 года по сравнению с постпандемийным январем 2021 года составило 45,3%, новых иномарок — 78,7%, а подержанных — 47,9%. К июлю 2023-го новые автомобили прибавили в цене с начала года дополнительные 13,5%, подержанные — 9%, сообщалось в докладе Российских автомобильных дилеров (РОАД). По оценкам РОАД, к июлю средняя стоимость нового автомобиля достигла 2,6 млн рублей, подержанного — 1,3 млн.
На фоне ослабления курса рубля и в ожидании повышения в среднем в три раза утилизационного сбора с 1 августа в июле китайские марки стали вновь переписывать ценники, отмечает глава «Открытие Авто» Марина Дембицкая. Причем некоторые, как, например, Tank, успели сделать это два раза за месяц, подняв в итоге цену на топовую модель Tank 500 на 1,1 млн рублей, или на 21%. «Объемообразующие китайские бренды делали это гораздо более аккуратно и, похоже, растянут повышение цен во времени. Пока в течение июля ключевые модели Chery, Geely и Haval прибавили в цене в среднем 50 000–150 000 рублей, что соответствует корректировке прайс-листов в пределах 5%», — добавила она. Российские производители в ожидании 1 августа также стали поднимать цены на свои марки. Например, кроссовер «Москвич 3» подорожал на 228 000 рублей во всех комплектациях, обращали внимание «Известия».
Третья причина — неизбежное удорожание кредитов вслед за повышением ключевой ставки. В июле ЦБ поднял ставку сразу на процентный пункт, до 8,5%. По прогнозам НРА, в сегменте автокредитования средние ставки в ближайшие полтора-два месяца будут находиться около 15% по новым автомобилям и от 14% до 17% по подержанным.