Эксперты РАНХиГС назвали неудовлетворительными итоги реформы пенсионных накоплений
Эксперты РАНХиГС оценили результат введения накопительной пенсии в России. Само решение о реформе пенсионных накоплений, начатой в 2002 году, они назвали оправданным, но ее итоги сочли неудовлетворительными. В 2022 году власти решили начать новую программу — долгосрочных сбережений, в том числе — на старость
Введение накопительной пенсии в 2002 году могло улучшить благосостояние будущих пенсионеров, но фактические итоги реформы пенсионных накоплений нельзя считать удовлетворительными. Власти перераспределяли потенциальные взносы в накопительную пенсию на финансирование страховой, вводили новации и ограничения, чем снизили эффективность накоплений и доверие к ним населения, говорится в статье ученых РАНХиГС Александра Абрамова и Марии Черновой «Инвестирование пенсионных накоплений в России: результаты и уроки», опубликованной в научном журнале «Экономическая политика», пишет РБК.
Авторы публикации назвали свою статью «одной из первых попыток системного осмысления опыта функционирования накопительной пенсии на примере НПФ на 18-летнем временном горизонте». Стабильность страховой пенсии (пенсии пожилых людей оплачивают работающие сейчас) была для властей важнее системы обязательных пенсионных накоплений (ОПН), отмечают ученые. Постоянные корректировки в пользу страховой части во многом снизили эффективность пенсионных накоплений и доверие к ним населения, говорится в статье. Среди изменений, которые отрицательно сказались на реформе, ученые назвали:
- исключение из системы ОПН мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения;
- непрозрачность НПФ и перенос сроков выбора доверительного управляющего накоплениями;
- возможность отказаться от накопительной пенсии, увеличив тариф страховой с 10 до 16% либо оставить 6% в накопительной пенсии;
- заморозку пенсионных накоплений с их зачетом в счет страховой части (с 2014 года по 2025 год).
Общий размер пенсионных накоплений достиг 5 трлн рублей, или 3,9% ВВП, за период 2004-2021 годов, но в отсутствие моратория на взносы стоимость пенсионных накоплений составила бы в 2021 году 13,9 трлн рублей, или 10,6% ВВП, оценили авторы статьи. Исследователи отмечают, что на 20-летнем временном горизонте преимущества накопительной пенсии не смогли бы проявиться в полной мере. По их оценке, чтобы будущая пенсия обеспечивала достойную жизнь и компенсировала хотя бы 75% зарплаты, необходимо инвестировать накопления на протяжении 40 лет.
Директор по правовым проектам «СберНПФ» Кирилл Савин добавил еще один фактор к перечисленным в статье: источником взносов являлись обязательные платежи работодателя, а сами средства фактически были государственными. По его словам, население не ощущало эти накопления своей собственностью, поэтому не было интереса и доверия. Средняя валовая доходность портфелей НПФ в 2005–2020 годах лишь незначительно переиграла инфляцию, а по критерию чистой доходности фонды существенно уступили и инфляции, и частным управляющим компаниям (ЧУК), пишут авторы статьи. Вводимые государством на разных этапах ограничения по составу и структуре портфелей пенсионных накоплений существенно сужали возможности диверсификации и ограничивали возможности НПФ по получению дополнительной доходности, считают они.
В Минфине признали, что ежегодная доходность, получаемая негосударственными пенсионными фондами по результатам инвестирования с момента начала их деятельности, «была недостаточной по ряду объективных причин». В 2022 году было принято решение начать новую программу — долгосрочных сбережений, которая в том числе позволяет самостоятельно копить на старость. В 2023 году закон о ней подписал президент.
У НПФ в будущем появится возможность «стать надежным провайдером по формированию дополнительного дохода граждан», сказали в Минфине. С момента создания накопительной составляющей «удалось изменить патерналистское поведение граждан (когда гражданин считает, что его пенсионный доход должно формировать государство) в сторону понимания необходимости самостоятельного формирования дополнительного дохода к будущей пенсии».
В ЦБ назвали вывод авторов статьи о недостаточной эффективности инвестиций и об отрицательном вкладе стратегии активного управления НПФ неочевидным. В Центробанке отметили, что сейчас рассматривают вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей в рамках программы долгосрочных сбережений.
Гендиректор ООО «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов считает, что по части финансовой устойчивости система накоплений добилась успеха, а по поводу социально приемлемого уровня пенсий — скорее нет. Новая программа сбережений, куда можно будет перевести пенсионные накопления, по мнению Митрофанова, не станет прорывом с точки зрения доходности. «Мне кажется, инвестиционные стратегии останутся консервативными, а результат — в лучшем случае на уровне инфляции», — сказал эксперт.