Банки России выдают до половины автокредитов на покупку китайских автомобилей
Доля китайских брендов в структуре выдач автокредитов на новые машины приблизилась к 50%. Китайские автоконцерны предлагают скидки, субсидии и варианты рассрочки при покупке автомобиля, а на некоторые модели распространяется льготное автокредитование с господдержкой
Половина выдач автокредитов в ряде российских банков приходится на китайские марки, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные банкиров, экспертов и аналитиков. Например, китайские автобренды обеспечили 50% из почти 7000 автокредитов на 12,5 млрд рублей в ВТБ за первое полугодие. По данным Росбанка на середину июня, 45% выдач автокредитов пришлось на популярные китайские марки — Geely, Haval и Chery, а среди новых автомобилей их доля превысила 69%.
В структуре автокредитов на новые автомобили блока автобизнеса банка «ФК Открытие» — «Открытие Авто» — доля китайских брендов составила 26% по количеству сделок и 34% — по сумме. В первом полугодии 2022 года китайские машины занимали только 12% по обоим показателям. Банк «Зенит» оценивал долю китайских марок в 29% от общего объема выдач автокредитов за неполные пять месяцев. На китайские марки могла приходиться основная часть кредитов на новые машины с учетом того, что автомобили с пробегом занимали 70% портфеля банка.
По данным Frank RG, про итогам июня в России выдали 85 800 автокредитов на рекордную сумму 128,1 млрд рублей. В июле эксперты агентства ожидают роста объемов выдачи до 153–156 млрд рублей. «По итогам полугодия по регистрациям автомобилей доля отечественных легковых машин составила 36% по сравнению с 22% годом ранее, а китайских — 43% по сравнению с 11% годом ранее», — рассказала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Управляющий директор Экспобанка Дмитрий Маслов отметил, что импортеры китайских автомобилей в большинстве случаев запускают рассрочки на весь модельный ряд, кредитные продажи по ним составляют 50%. Производители китайских автомобилей субсидируют часть затрат на покупку в рамках кредитных программ дистрибьюторов и банков. Такие программы есть у всех крупных марок из КНР, присутствующих в России, сказал начальник управления партнерских продаж автомобилей ВТБ Владимир Высоцкий.
Директор рейтингов финансовых компаний НРА Ирина Лапко добавила, что китайские автомобили подпадают под программу льготного автокредитования, если они выпущены в России. Это в том числе китайские Haval с завода в Тульской области. На эту марку приходится до 10–16% в сделках по продаже автомобилей в кредит в зависимости от банка.
Старший менеджер группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев отметил, что китайские бренды, как правило, реализуют свои финансовые программы с привлечением классических банков, не формируя кэптивные структуры. «В основном китайские бренды работают с банками, которые на протяжении последних лет активно взаимодействовали с автопроизводителями и реализовывали совместные финансовые программы», — отметил эксперт.
ВТБ ожидает, что по итогам года доля китайских брендов вырастет до 70% от выдачи автокредитов по новым автомобилям. Маслов из Экспобанка напомнил, что на второе полугодие запланированы запуски новых моделей и новых китайских брендов в России — «в связи с этим ожидаем и дальнейшего увеличения доли новых автомобилей в автокредитовании». Дембицкая из «Открытия» назвала сдерживающим фактором рост цен на новые автомобили: на каждый кредит на новый автомобиль приходится восемь займов на машины с пробегом.