Экономисты зафиксировали рекордную загрузку российских производственных мощностей
Центробанк и ИЭП имени Гайдара зафиксировали рекордную загрузку производственных мощностей предприятий России. По данным мониторинга предприятий ЦБ, максимума во втором квартале достигла загрузка в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и строительстве. ИЭП называет лидерами по загрузке производства бумаги, текстиля и одежды
Загрузка производственных мощностей на российских заводах во втором квартале 2023 года выросла до 81% и установила новый рекорд. Об этом пишет РБК со ссылкой на июльский выпуск «Мониторинга предприятий» Центробанка. Максимум загрузки за истории наблюдений зафиксировал и Институт экономической политики имени Егора Гайдара (ИЭП).
ЦБ проводит опросы предприятий нефинансового сектора с 2000 года. Выборка — более 14 500 предприятий. Во втором квартале уровень загрузки производственных мощностей составил 80,9%, сообщил ЦБ в своем мониторинге. Это новый исторический максимум, отмечается в нем. В первом квартале этого года ЦБ оценивал загрузку в 80,3%. По данным ЦБ, самых высоких уровней загрузка во втором квартале достигла в добыче полезных ископаемых — 82,6%, в обрабатывающих производствах — 75,6%, в строительстве — 77,7%.
Схожие данные из ежемесячных конъюнктурных опросов предприятий приводит ИЭП. По итогам двух кварталов 2023 года средняя загрузка мощностей составила 76,7%. Уровень этого года максимум за всю историю опросов с 1993 года. Из данных ИЭП следует, что лидерами по загрузке стали производства бумаги и бумажных изделий — 83,6%, текстиля и одежды — 81,5%. Наименьшие показатели экономисты зафиксировали в производствах химических веществ и химических продуктов — 67%; резиновых и пластмассовых изделий — 67,2%.
Центробанк связал рост загрузки с наращиванием предприятиями своих мощностей и модернизацией производства «в условиях переориентации на внутренний спрос, активизации программ импортозамещения». Увеличение загрузки сопровождалось ростом инвестиционной активности, отмечает ЦБ. Во втором квартале оценки инвестиционной активности улучшились по сравнению с первым кварталом и достигли максимума с 2009 года, пишет регулятор. Баланс ответов сейчас составляет около 9 пунктов. Для сравнения: в начале 2022 года он был в отрицательной зоне (минус 4 пункта), а в середине 2020 года составлял минус 8 пунктов.
По оценке ЦБ, инвестиционная активность расширялась почти во всех основных видах деятельности, наибольшую показали торговля автотранспортными средствами, добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность. В обрабатывающих производствах, строительстве и сфере услуг инвестиционная активность на максимумах с 2017 года, добавил регулятор. Ожидания предприятий на третий квартал года указывают, что инвестиции продолжат расти. Но предприятия скорректировали свои оценки на более умеренные — с 11 пунктов на первый квартал до 8 пунктов на второй квартал. Особенно заметной стала такая коррекция в сельском хозяйстве, отмечается в мониторинге.
Рост загрузки мощностей стимулирует инвестиционную активность, сказал директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Telegram-канал MMI назвал данные ЦБ о рекордной загрузке мощностей «наглядной иллюстрацией адского перегрева экономики». Начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Центра развития НИУ ВШЭ Владимир Бессонов отметил, что дополнительный спрос ведет к инфляционным последствиям, росту цен и не ведет к росту производства, но не при 100% загрузки, а при менее высоком пороге — 75–80–85%. Это «уровень загрузки производственных мощностей, не ускоряющий инфляцию» — NAICU (non-accelerating inflation capacity utilization rate), ЦБ внимательно следит, чтобы эту планку не превысили, сказал аналитик.
К оценкам инфляционных последствий роста загрузки мощностей следует подходить осторожно, подтверждает Широв. С одной стороны, высокая загрузка производственных мощностей — очевидный признак восстановительного роста экономики, но такой уровень загрузки при отсутствии возможности увеличения мощностей приводит к замедлению темпов роста, потому что предложение не успевает за спросом, объяснил он. По его словам, потенциал дозагрузки мощностей есть в отраслях, где спад еще не преодолен, в первую очередь — это добыча нефти и газа, производство легковых автомобилей и товаров длительного пользования.
Пока экономика восстанавливалась, спрос в ней поддерживался госсектором, указала глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции 21 июля, посвященной повышению ключевой ставки. Потребительский спрос, в свою очередь, был сдержан вплоть до конца прошлого года. Теперь, когда реальные зарплаты растут из-за дефицита на рынке труда, а банки готовы расширять кредитование физлиц, спрос начал расти и со стороны населения. При этом быстро наращивать предложение, чтобы удовлетворить этот спрос, компании не могут, констатировал регулятор. В качестве примера Набиуллина привела российский внутренний туризм: российской туриндустрии нужно время, чтобы построить новые отели, создать новые места для отдыха и т. д. при растущем спросе.