Власти отказались от идеи дополнительных налоговых проверок после жалоб бизнеса
Правительство передумало наделять налоговиков правом проводить дополнительные разбирательства в случаях, когда бизнес оспаривает итоги проверки. Норму об этом исключили из законопроекта с масштабными поправками в Налоговый кодекс ко второму чтению в Госдуме.
Налогоплательщики вправе оспорить в суде решение налоговой проверки только после обязательного этапа обжалования в вышестоящем налоговом органе — как правило, в региональном управлении Федеральной налоговой службы. В числе многочисленных поправок в Налоговый кодекс правительство предлагало разрешить управлениям вместо разрешения жалобы назначить дополнительные контрольные мероприятия, которые проводила бы та же инспекция, на решение которой пожаловался налогоплательщик. В числе таких действий — запросы документов, экспертизы, допросы свидетелей и т.д.
«Если за время налоговой проверки инспекторы что-то недорасследовали, процесс можно будет запустить на новый круг», — пояснял Forbes управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Инициатива получила негативный отзыв Правового управления Госдумы. Эксперты обратили внимание на риск того, что налогоплательщику придется заново подавать жалобу, если он не будет согласен с решением после повторных разбирательств. Кроме того, «может возникнуть ситуация, когда по результатам одной и той же проверки будут приняты два решения, что повлечет для налогоплательщика необходимость дважды обращаться в суд». Из новой версии законопроекта ко второму чтению норму исключили.
На риски негативных последствий и непроработанность поправки обращали внимание многие предпринимательские объединения, прокомментировал Forbes отказ от инициативы Дмитрий Костальгин.
«Предоставление сверхполномочий откровенно нивелировало принцип доступности правосудия, превращая досудебный порядок обжалования в надежный стопор для жалоб», — отмечает партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. «Инициатива налоговой службы, поддержанная правительством, чуть было не замкнула контур правосудия внутри налоговой системы, нарушив баланс распределения власти между судебными, исполнительными и законодательными органами», — считает адвокат.
Налоговый кодекс уже позволяет вышестоящим налоговым органам проводить повторную проверку, если инспекция провела ее с ошибками или есть подозрение на сговор с налогоплательщиком, подчеркивает Костальгин. ФНС не раскрывает статистику о том, как часто проводятся повторные проверки.