Быстрый рост цен в Европе оказался более устойчивым, чем изначально предполагали финансовые власти Еврозоны, признала на прошлой неделе в ходе форума ЕЦБ в португальской Синтре глава европейского регулятора Кристин Лагард. Европейскому центробанку, который пытается обуздать инфляцию, пришлось в середине июня повысить основные процентные ставки уже в восьмой раз подряд: ставка по депозитам, в частности, выросла до 3,5%, до максимума с 2001 года. Однако, несмотря на то, что свои плоды столь жесткая политика ЕЦБ дает (в июне инфляция снизилась с 6,1 до 5,5% в годовом выражении), темпы снижения инфляции все еще слишком медленные, констатировала Лагард (в Еврозоне инфляционный таргет составляет 2%). В итоге Лагард дала понять, что ЕЦБ поднимет ставки еще как минимум один раз, в июле.
Борьбу с ростом потребительских цен осложняет то, что сама экономика Еврозоны находится далеко не в лучшем состоянии. В последнем квартале прошлого года и в первом квартале 2023 года она сокращалась на 0,1%. Плохие экономические показатели в дальнейшем могут ограничить возможности ЕЦБ по повышению ставок для сдерживания инфляции, даже несмотря на ястребиный настрой европейского регулятора, отмечает CNBC. С чем связана устойчивость инфляции в Европе и чем борьба с ростом цен может обернуться для европейской экономики?
Вторая фаза инфляции
До начала цикла повышения ставок ЕЦБ долгое время проводил ультрамягкую денежно-кредитную политику, поддерживая процентную ставку на околонулевых уровнях, напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. В итоге инфляция вышла из-под контроля, достигнув в прошлом году рекордных значений за несколько десятилетий. В октябре 2022 года рост потребительских цен в годовом выражении достигал 10,6%.
Резкому ускорению инфляции в ЕС способствовал рост цен на энергоресурсы после начала «спецоперации»* на Украине. В конце мая 2022 года стоимость барреля нефти эталонной марки Brent подскочила до $120, а газ к осени торговался дороже $3000 за 1000 кубических метров, в три раза больше показателей 2021 года. Лагард называла рост потребительских, вызванный удорожанием энергоресурсов, первой стадией инфляционного процесса. Однако, по ее мнению, теперь Еврозона переходит ко второй стадии, так как инфляцию поддерживают уже совершенно другие факторы. И один из них — повышение заработных плат.
«В Европе запустился процесс наверстывания заработной платы, так как работники недовольны ее снижением на фоне инфляционного шока. А поскольку торг по заработной плате во многих европейских странах носит многолетний и инерционный характер, то этот процесс, естественно, будет разыгрываться в течение нескольких лет», — объясняет Лагард. По прогнозу ЕЦБ, средняя заработная плата по ЕС вырастет на 14% до конца 2025 года и полностью восстановит свой допандемийный уровень в реальном выражении, что будет поддерживать устойчивость инфляции в ЕС. Председатель ЕЦБ также отмечает, что компании из некоторых сфер после пандемии накопили избыток рабочей силы, что оказывает давление на рост производительности труда. По мнению Лагард, это также может стать проинфляционным фактором.
ЕЦБ vs ФРС
Европейский регулятор в своих попытках обуздать инфляцию куда менее успешен, чем Федеральная резервная система (ФРС) США. По итогам мая в США инфляция в годовом выражении снизилась до 4%, в то время как американская экономика скорее стабильна — в первом квартале 2023 года экономика США выросла на 2% в пересчете на годовые темпы. Основная причина, по которой ЕЦБ «запаздывает» в борьбе с инфляцией, — более поздний старт. Европейский регулятор перешел к повышению ставки на четыре месяца позже, чем ФРС — в июле прошлого года.
Позднее решение ЕЦБ по повышению ставки Barron’s объясняет тем, что европейский регулятор определяет денежно-кредитную политику для 19 отдельных стран, а ФРС только для одной. Для ряда стран, в том числе для Италии, Греции и Испании слишком быстрое и резкое ужесточение монетарной политики чревато неприемлемым ростом доходности госдолга и долговым кризисом, что также сдерживало ЕЦБ. Для того чтобы бороться с этими риском, ЕЦБ в июле прошлого года объявил о запуске «инструмента защиты трансмиссии»(Transmission Protection Instrument, TPI), который позволяет выкупать облигации «проблемных» стран и сбалансировать долговой рынок. Хотя регулятор заявил, что ограничений в финансировании таким способом не будет, точных критериев, каким странам и в каком положении он будет оказывать финансовую поддержку, он не предоставил. Обычно, когда у одной страны – члена ЕС возникают потребности в экстренном финансировании госдолга, проблемы также начинают проявляться и в других «хрупких» странах.
Что это значит
Существует длительный лаг между тем, когда денежно-кредитная политика реализуется, и тем, когда она фактически проявляется в данных по реальной экономике, напоминает издание Seeking Alpha. Однако с проблемами уже сейчас сталкивается крупнейшая экономика Еврозоны — Германия. Ее ВВП сократился на 0,3% в первом квартале 2023 года, а индекс делового климата в стране, который измеряет деловые настроения и условия для бизнеса, в мае снизился с 91,5 до 88,7 в июне (опрошенные Reuters аналитики прогнозировали спад лишь до 90,7). Немецкая экономика сталкивается с перспективой более продолжительной рецессии из-за ослабления внутреннего спроса и постепенного снижения экспорта, считает глава отдела исследований IFO (Институт экономических исследований Мюнхенского университета) Клаус Вольрабе. «Повысилась вероятность того, что валовой внутренний продукт также сократится и во втором квартале этого года», — сказал он.
Последствия от повышения ставок ЕЦБ пока не проявились в полной мере, так что рецессия в Еврозоне может затянуться, считают аналитики Capital Economics. С ними согласны аналитики Barclays — по их мнению, ожидания ЕЦБ экономического роста в Еврозоне по итогам 2023 года на уровне 0,9% «слишком оптимистичны», а фактическая динамика европейской экономики будет разочаровывающей.
Ужесточение политики ЕЦБ приведет к дальнейшему замедлению роста кредитования, ослабляя внутренний спрос в экономике, указывает Ольга Беленькая из «Финама». С учетом того, что европейская экономика уже оказалась в состоянии технической рецессии, а индикаторы деловой активности ухудшаются, сохранение «ястребиного» настроя ЕЦБ грозит переходом экономики региона к уже полноценной рецессии, предупреждает эксперт. По ее мнению, вполне возможно, что в случае значительной рецессии в экономике и стресса в финансовом секторе, ЕЦБ скорректирует свои планы и раньше перейдет к снижению процентных ставок.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.