«Будет хуже»: почему в рекордно низкой безработице мало хорошего
В этом году показатель переписывает рекордно низкие значения почти каждый месяц. Еще в конце прошлого года он составлял 3,7%, в начале 2022-го — 4,4%.
В мае в России насчитывалось 2,4 млн нетрудоустроенных — на 60 000 меньше, чем месяцем ранее. За последние два года количество безработных сократилось на 1,3 млн человек, сообщала вице-премьер Татьяна Голикова. «В истории России такого никогда не было», — подчеркивала она. «Летом мы обязательно увидим еще более низкие показатели», — обещал новые рекорды помощник президента Максим Орешкин.
Однако у низкой безработицы «есть и обратная сторона медали», признавал президент Владимир Путин. Речь о нехватке кадров. Дефицит специалистов в стране признают чиновники всех ключевых министерств. Правительство оценило потребность в работниках как минимум в 1 млн в ближайшие пять лет. Минпромторг и вовсе назвал главной проблемой российской промышленности не санкции, а кадровый голод.
Почему снижается безработица
«Дефицит специалистов назревал последние 15 лет, и вот этот момент настал», — говорит Forbes старший научный сотрудник лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем РАНХиГС Виктор Ляшок. События 2022 года наложились на долговременный тренд: с каждым годом все больше россиян становились пенсионерами и все меньше молодежи выходило на рынок труда из-за демографической ямы 1990-х. «Снижение безработицы во многом стало результатом миграционного оттока трудоспособного населения, естественной убыли, перехода из трудоспособного возраста в старшие возрастные группы и частичной мобилизации», — объяснял ЦБ. В итоге уже к концу 2022 года, по данным опроса регулятора, каждое второе предприятие испытывало дефицит кадров.
События 2022 года «добавили дров» в усугубившийся еще в коронакризис дисбаланс: предприятия предъявляют спрос на квалифицированных рабочих, а предложение все больше формируется из работников интеллектуального труда с высшим образованием, добавил в беседе с Forbes заместитель главы Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников. Подготовка рабочих для высокотехнологичных отраслей (электроника, радиотехника и системы связи, приборостроение, авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение, отчасти машиностроение) происходит не в тех объемах, которые необходимы, констатируют в НИУ ВШЭ.
Количество вакансий в России сейчас на исторически высоком уровне, а подходящих кандидатов мало. «Экономические потрясения поставили одни предприятия в тяжелое положение, а перед другими открылись новые возможности. В 2020-2021 годы количество вакансий в России выросло на 3%, в 2022 году — еще на 0,5%. Особенность ситуации в том, что нет ни одной отрасли, где бы объем вакансий резко ни вырос. Происходит «перетягивание каната» — предприятия пытаются «откусить» побольше от ограниченного пула работников. Такого активного перетока рабочей силы между отраслями не было с начала 2000-х», — отмечает экономист.
С одной стороны, вырос спрос на представителей рабочих специальностей на предприятиях гособоронзаказа. С другой — сокращение импорта привело к росту спроса на продукцию некоторых технологичных отраслей, указывал ЦБ. Наиболее острая нехватка в машино- и судостроении, металлургии, нефтехимии, строительстве и транспорте. Так, на Дальнем Востоке дефицит машинистов электропоездов из-за роста грузопотока на Восточном полигоне железных дорог, а на Юге России — отток квалифицированных строителей, водителей, энергетиков: они уехали восстанавливать новые регионы, где больше платят, писал ЦБ. Кроме того, усилилась нехватка IT-специалистов из-за их отъезда в другие страны, добавлял регулятор.
Не хватает как высококвалифицированных специалистов, так и рабочих. «Люди как носители проектов, люди как управленцы и люди как рабочие руки — это ключевой вызов здесь и сейчас», — говорил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков.
Общий дефицит кадров в стране оценить сложно, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Хотя предприятия обязаны информировать службы занятости о пустующих вакансиях, большинство этого не делает», — пояснил он. О нехватке 25 000 врачей и 50 000 среднего медперсонала сообщал Минздрав, дефицит учителей оценивался в 250 000. В строительстве и ЖКХ не хватало более 250 000 человек.
Одновременно «спецоперация»* вымывает людей из гражданской экономики. За 2022 год в сферу обороны и госуправления перетекло порядка 390 000 человек, оценивал, по данным Росстата, главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков.
«Спецоперация» оттягивает людей, в первую очередь из низкооплачиваемых сфер в регионах, например сельского хозяйства. Уйти в армию по контракту соглашаются те, кто получает 20 000-30 000 рублей, понимая, что на фронте смогут заработать в десять раз больше», — говорит Александр Сафонов.
Точно оценить влияние мобилизации, кампании по набору контрактников и эмиграции на рынок труда невозможно — официальная статистика «не улавливает эти процессы», подчеркивает Капелюшников. 300 000 мобилизованных — это около 0,4% из 75 млн рабочей силы, еще 0,22% составляют 114 000 контрактников и 52 000 добровольцев, набранных к 22 июня. Одновременно страна переживает крупнейшую после распада СССР волну эмиграции, достоверных данных о масштабах которой нет. Washington Post оценивал ее примерно в 500 000 (0,67% рабочей силы) по статистике государств, популярных у россиян для отъезда. Однако часть уехавших продолжает работать на российские компании. В то же время в стране оказалось несколько миллионов беженцев из Украины. Их численность выше 5,4 млн человек, включая детей и пенсионеров, сообщал ТАСС со ссылкой на источник в силовых структурах.
Побочные эффекты
Нехватка кадров вынуждает работодателей заманивать или удерживать сотрудников, повышая вознаграждение. Реальные зарплаты россиян показали самый заметный рост за последние пять лет — плюс 10,4% в апреле в годовом выражении. Средняя зарплата составила 71 204 рубля. Сильнее всего за январь — апрель выросли зарплаты, в частности, в производстве компьютеров и электрического оборудования (на 23%), производстве транспорта (21,8%), готовых металлических изделий (21%), одежды (21,5%), в грузовых перевозках (15,4%). По итогам года реальные зарплаты россиян увеличатся на максимальные за пять лет 5,4%, ожидает Минэкономразвития.
Повышение зарплат, как и выплаты военным и их семьям, спровоцировали бурный рост потребительского спроса. Суммарный оборот розничной торговли, общепита и платных услуг населению вырос на 8,8% в мае после роста на 7,3% в апреле.
Зарплаты растут быстрее производительности труда и выпуска предприятий. Это волнует ЦБ, который считает положение на рынке труда одним из главных рисков для инфляции. «Подорожавший» труд вынуждает бизнес повышать цены для потребителей. Инфляция в мае ускорилась до 2,5% после 12 месяцев снижения. На фоне проинфляционных рисков ЦБ может поднять ключевую ставку впервые за десять месяцев на следующем заседании 21 июля. «Насколько повышение зарплат в текущих реалиях является устойчивым проинфляционным риском — дискуссионный вопрос, — подчеркивает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец. — С одной стороны, рост издержек при условии устойчивого спроса транслируется в рост цен. С другой — дополнительный заработок в условиях сохраняющейся неопределенности может в большей степени направляться на сбережения и быть менее проинфляционным».
В перспективе года-двух ограничения по численности рабочей силы сдержат потенциальный ВВП, отмечал ЦБ. Как долго продлится разбалансировка на рынке труда — прогнозировать сложно. «Геополитическая ситуация настолько неопределенная, нет гарантий, что не будет новых шоков», — подчеркивает Капелюшников.
«Пока снижение рабочей силы достигло плато. На рынок труда выходит поколение 2000-х, когда рождаемость росла. Повышение пенсионного возраста на пять лет будет давать прибавку к рабочей силе в экономике до 2028-2030 годов», — объяснил Виктор Ляшок. «После 2030 года станет сильно хуже. Придет черед работать поколению после 2010 года, когда рождаемость снижалась, а пенсионная реформа исчерпает свой эффект», — констатировал экономист.
«Переток специалистов из одних отраслей в другие займет время, — подчеркивает Капелюшников. — К тому же некоторые предприятия живут представлениями о зарплатах вчерашнего дня». «Предъявляя спрос на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, работодатели не в состоянии обеспечить им приемлемые условия труда и достаточный уровень зарплаты», — отмечали ранее в НИУ ВШЭ.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.