FT узнала о возражениях Берлина против плана использовать замороженные активы России
Германия высказала возражения против планов Еврокомиссии использовать доходы от замороженных активов российского ЦБ для помощи Украине, узнала FT. По данным источников издания, немецкие чиновники опасаются, что это создаст прецедент, в том числе для Польши, требующей от Берлина возмещения ущерба, нанесенного во время Второй мировой войны
Германия высказала возражения против планов Еврокомиссии использовать часть прибыли, полученной от замороженных активов Банка России, для восстановления Украины, сообщила Financial Times со ссылкой на высокопоставленных правительственных чиновников в Берлине.
Неназванный чиновник МИД Германии в разговоре с изданием отметил, что Москве «придется заплатить за ущерб, который она причинила Украине» и Берлин делает «все, что может в рамках закона», чтобы найти и заморозить активы российских физлиц и компаний, находящихся под санкциями. Но идея использования российских средств для восстановления Украины поднимает «сложные финансовые и юридические вопросы», подчеркнул он.
«Это открывает ящик Пандоры», — сообщил другой немецкий чиновник, добавив, что если ЕС возьмет замороженные деньги Банка России или воспользуется доходами от инвестирования средств, то это создаст прецедент в том числе для Польши, требующей от Берлина возместить ущерб, нанесенный стране во время Второй мировой войны. По словам одного из чиновников в Берлине, министр юстиции Германии Марко Бушман изучил предложения Брюсселя по изъятию активов российского ЦБ и пришел к выводу, что они юридически несостоятельны.
15 февраля послы Евросоюза одобрили создание в ЕС специальной рабочей группы для изучения возможностей передачи Украине арестованных или замороженных активов России в ЕС. В середине июня осведомленные источники рассказали FT, что Брюссель изучает возможность использовать прибыль от замороженных активов Банка России для предоставления помощи Украине. При этом Европейский центральный банк предупредил Еврокомиссию, что такая мера может подорвать доверие к евро как мировой валюте и пошатнуть финансовую стабильность, отметили собеседники издания.
На встрече с Еврокомиссией 21 июня несколько дипломатов призвали к осторожности и необходимости изучить важные вопросы, прежде чем официально предложить эту меру. «Задача состоит в том, чтобы попытаться решить, что будет юридически обоснованно и оправданно. Это сложнее, чем кто-либо думал вначале», — объяснил FT один из участников дискуссий. «В государствах — членах ЕС существует очень четкий и широкий консенсус в отношении того, что деньги, новые деньги, полученные за счет замороженных активов, должны быть использованы», — рассказал еще один дипломат ЕС. «Но есть также очень четкое понимание, что мы не можем просто взять деньги, основываясь на каком-то политическом решении», — признал он.
Представитель Еврокомиссии 23 июня заявил, что государства — члены ЕС пользуются «общей поддержкой» по этому вопросу и что принятие решения возможно. Официальные лица сообщили, что главы МИД стран ЕС обсудят этот вопрос 26 июня на встрече в Люксембурге. Высокопоставленный украинский чиновник сообщил изданию, что, по мнению Киева, ЕС может привлекать таким образом €3 млрд в год.