Россия получила 24% от плана выплат в счет основного долга иностранных заемщиков
Иностранные заемщики — государства и юридические лица — в прошлом году выплатили России по долгам только 24% от плана: 34 млрд рублей при плане в 138 млрд рублей. Это минимальные сборы по возврату основного долга с 2012 года. Эксперты полагают, что обслуживанию долгов мешает нарушение платежной инфраструктуры из-за санкций
В федеральный бюджет поступило 24,4% от ожидаемого размера возвратов в части основного долга по государственным финансовым и экспортным кредитам, выданным Россией зарубежным юрлицам и государствам: по итогам 2022 года такие платежи составили 33,8 млрд рублей (эквивалент $449,9 млн) при плане 138,5 млрд. Об этом сообщает РБК со ссылкой на материалы правительства к законопроекту об исполнении бюджета в прошлом году.
Прошлогодние суммы сбора в счет основного долга — минимальные с 2012 года (25,3 млрд рублей). В 2021 году сумма возвратов превышала 114 млрд рублей, в 2020 году — 117 млрд рублей. В материалах приводятся данные выплат за 2023 год: по данным на 1 мая, это 23,7 млрд рублей при плане в 101 млрд рублей, то есть 23% от плана. В пресс-службе Министерства финансов отказались от комментариев.
Процентный доход России по тем же межгосударственным кредитам в 2022 году составил менее четверти: 11,3 млрд рублей вместо ожидаемых 48,68 млрд, сообщал ранее РБК. Минфин в качестве причины такого положения дел тогда называл «непоступление платежей от иностранных заемщиков в связи с введенными санкционными ограничениями».
По данным отчета, 14,5 млрд рублей Россия получила по межправительственным соглашениям о предоставлении государственных экспортных кредитов (в качестве оплаты товаров, работ, услуг), еще 14,1 млрд рублей — по соглашениям о предоставлении иностранным заемщикам государственных финансовых кредитов. 4,6 млрд рублей пришлось на доходы от реализации на торгах российским юридическим лицам долговых средств Индии в индийских рупиях и Вьетнама в долларах США по расчетам с Вьетнамом.
Правительство в этом году получило право переуступать требования по внешним долгам иностранных государств и компаний перед Россией. По заключенным в рамках Парижского клуба кредиторов межправительственным соглашениям об урегулировании задолженности перед Россией в бюджет выплатили 578,1 млн рублей. В 2022 году суммы новых выдач кредитов иностранным заемщикам составили 345,5 млрд рублей (эквивалент $4,84 млрд) при плане 374,9 млрд, в 2021 году Россия выдала таких кредитов на 318,8 млрд рублей.
Экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков объяснил сокращение выплат в счет основного долга по межгосударственным кредитам прямым и косвенным эффектов санкций. По его словам, часть должников перед компаниями из санкционных списков могла попросить отсрочки из-за рисков вторичных санкций в случае платежей в адрес подсанкционных предприятий. Часть отсрочек и переносов может быть связана с ухудшением положения заемщиков России, например, Белоруссии, из-за шоков энергетических и продовольственных цен.
Экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софья Донец сказала, что эффект санкций выражается в нарушении платежной инфраструктуры, мешающем обслуживать долги перед Россией. По ее оценке, это «временная история, не означающая, что должники хотят разорвать финансовые отношения с Россией». Экономист отметила, что ухудшение экономической ситуации в Белоруссии не является критическим с точки зрения платежеспособности и обслуживания долга.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах отметил, что межгосударственные кредиты выдаются и пролонгируются по неэкономическим мотивам, среди которых поддержка союзников или собственных компаний. Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов назвал нетипичной ситуацию с 24% исполнения плана по возвратам — за последние 10 лет более характерным было перевыполнение этого плана.