Опережающий индикатор рецессии: почему нефть не растет, несмотря на сокращение добычи
Добыча сокращается, цены не растут
В начале апреля восемь стран ОПЕК+ объявили о значительном сокращении добычи нефти. Лидерами стали Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ, которые решили сократить нефтедобычу на 500 000 баррелей в сутки (б/с), 211 000 б/с и 144 000 б/с соответственно. С учетом России, которая продлила свое мартовское решение сократить добычу нефти на 500 000 б/с до конца года, общий объем сокращения нефтедобычи в странах ОПЕК+ составит 1,65 млн б/с — около 1,7% от мирового потребления нефти. На встрече 4 июня члены ОПЕК+ договорились о продлении сокращения добычи до конца 2024 года. А Саудовская Аравия объявила, что с июля сократит нефтедобычу еще на 1 млн б/с.
На фоне значительного сокращения нефтедобычи еще в апреле рыночные прогнозы по цене нефти Brent стали улучшаться. Например, Goldman Sachs улучшил свои ожидания на $5, до $95 на декабрь 2023 года. Исследовательская компания Rystad Energy также сделала оптимистичный прогноз — $110 за баррель Brent уже летом этого года.
Тем не менее оптимизм на рынке держался недолго. С момента значительного сокращения нефтедобычи со стороны стран ОПЕК+ (2 апреля) стоимость барреля нефти эталонного сорта Brent снизилась примерно на 10%, до $76 за баррель. На этом фоне Goldman Sachs на прошлой неделе снизил свой прогноз более чем на 10%, до $86 за баррель.
Почему цены на нефть не растут
Основной причиной, по которой Goldman Sachs понизил свой прогноз, стали «значительные скачки предложения из Ирана и России». Банк указал, что объем поставок нефти из России почти восстановился до уровня прошлых лет, несмотря на западные санкции. «Поставки серой нефти (серые поставки, которые в обход ограничений. — Forbes) сложно учитывать, однако с этими объемами приходится считаться, так как они значительно влияют на общий баланс спроса-предложения», — указывает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. На нефтяные котировки влияют и продажи сырья со стороны Минэнерго США из стратегических резервов — с апреля по июнь ведомство продаст 26 млн баррелей, отмечает аналитик Freedom Finance Global Сергей Пигарев.
Давление на нефтяные котировки оказывает и замедление мировой экономики в целом. Если экономики крупнейших стран мира растут, увеличивается и потребление ресурсов, в том числе нефти, что приводит к росту цен на сырье. Если же рост экономик замедляется, то снижается и потребность стран в энергоресурсах. Рост ВВП США по итогам I квартала 2023 года замедлился до 1,1% по сравнению с 2,6% кварталом ранее. Еврозона по итогам того же периода столкнулась с сокращением экономики — общий ВВП стран снизился на 0,1%. Не оправдываются ожидания и на быстрое восстановление китайской экономики: в апреле Китай сократил импорт нефти на 19% по сравнению с мартом, а производственный индекс PMI в апреле и мае оказался ниже 50, что говорит о сокращении деловой активности. «Можно сказать, что нефть с небольшим опережением отражает текущую ситуацию в мировой экономике», — говорит Сергей Пигарев.
Ведущий аналитик «Открытие Инвестиций» Андрей Кочетков также отмечает, что нефть — это один из самых волатильных активов на рынке сырья. По его мнению, ее стоит рассматривать в качестве спекулятивного индикатора настроений. Комиссия по торговле товарными фьючерсами приводит данные, согласно которым в последние недели многие управляющие активами выводили деньги из фьючерсов и опционов на сырую нефть или открывали короткие позиции, что и могло негативно повлиять на цену.
Что это значит для российского бюджета
Для российского бюджета снижение цен на нефть не столь критично, поскольку значительная ее часть продается ниже цены потолка ($60), который установили Евросоюз и страны G7, считает Андрей Кочетков. Средняя цена барреля российской нефти марки Urals в мае составила $53,34, что более чем на $5 ниже показателя апреля. «Соответственно, пока российские марки нефти торгуются дешевле $60 за баррель, они могут не обращать особого внимания на динамику мировых цен», — указывает эксперт.
Тем не менее сокращение нефтегазовых доходов является одним из ключевых факторов, которые привели к образованию значительного дефицита бюджета в этом году. По итогам апреля дефицит федерального бюджета России превысил план на 2023 год. Поступления же от продажи нефти и газа за пять месяцев этого года составили 2,853 трлн рублей — это на 50% меньше, чем за тот же период год назад. Если экстраполировать эти данные на 2023 год, бюджет недосчитается около 2 трлн рублей относительно ожидаемого уровня (8,9 трлн) и около 1,1 трлн относительно базового уровня нефтегазовых доходов, указывает Сергей Пигарев. Причем на фоне слабости цен на рынке энергоносителей нефтегазовые доходы бюджета в мае сократились до 570,7 млрд рублей против 647,5 млрд рублей месяцем ранее. «Скорее всего, в июне цифры будут также слабыми», — предположил Александр Потавин.
Несмотря на значительное снижение нефтегазовых доходов в сравнении с прошлым годом, Минфин закладывает постепенное восстановление поступлений от налогов со стороны нефтяного сектора, в особенности во втором полугодии 2023 года. В начале этого года Минфин объявил об изменениях в налоговом законодательстве. Согласно изменениям, основные налоги для нефтяников, такие как НДД и НДПИ, будут рассчитываться исходя из дисконта к Brent, а не из стоимости российской марки нефти Urals, как это было ранее. То есть если в апреле цена Urals оказалась бы меньше цены Brent более чем на $34 за баррель, то при расчете налогов ее цена принималась бы в размере цены Brent минус $34 за баррель. Причем этот дисконт будет постепенно снижаться: в мае он был установлен на уровне $31, в июне ограничен суммой $28 за баррель, а в июле — $25 за баррель. Из изменений следует, что сама стоимость российской нефти, какой бы она ни была низкой, не будет значительно влиять на российский бюджет. По оценке Минфина, в 2023 году такая мера принесет бюджету дополнительные 600 млрд рублей.
Опрошенные Forbes эксперты ожидают постепенного восстановления нефтяных котировок в июле-августе этого года. Пигарев из Freedom Finance Global выделяет несколько причин, которые будут этому способствовать: прекращение продаж США нефти из резервов, закупки теми же США сырья для пополнения стратегических запасов, снижение добычи Саудовской Аравией в июле и локальный пик спроса, который приходится на июль-август. По мнению управляющего эксперта центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерины Крыловой, $70–80 за баррель — это нормальный коридор для цен на нефть в текущих условиях.