Что случилось
В понедельник, 29 мая, курс турецкой лиры к доллару опускался на 0,55%, до 20,1 лиры за доллар, приблизившись к рекордному минимуму, которого турецкая валюта достигла на прошлой неделе (20,47 за доллар). Так рынок встретил новости о победе 28 мая во втором туре президентских выборов действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана, который на 4% обошел оппозиционного кандидата Кемаля Кылычдароглу.
Эрдоган занимает президентский пост с 2014 года, а до этого с 2003 года был премьер-министром. Он известен как сторонник неортодоксального взгляда на денежно-кредитную политику и выступает за снижение ставок для борьбы с инфляцией.
Что ждет турецкую валюту?
Почему лира падает
Основные факторы, которые привели к такому значительному падению лиры в последние годы, это достаточно большой дефицит во внешней торговле, который сохраняется на протяжении длительного времени, безусловно высокая инфляция и политика ЦБ Турции по снижению ставок при таком уровне роста потребительских цен, перечисляет экономист Егор Сусин. «В последние месяцы к этому добавились резкий рост дефицита бюджета и сокращение резервов», — продолжает он.
В рамках традиционной монетарной политики банки при высокой инфляции повышают ставки, чтобы снизить потребительскую активность населения и охладить кредитование. Эрдоган уверен, что более низкие ставки должны увеличить инвестиции, занятость и экспорт и в итоге снизить инфляцию. Те главы ЦБ, которые, вопреки воле Эрдогана, повышали ставку, платили за это должностью. Так, в марте 2021 года с поста главы ЦБ Турции был уволен бывший министр финансов страны Наджи Агбал. Произошло это всего через несколько дней после того, как ЦБ Турции повысил ставку с 17% до 19% на фоне инфляции более 15%. Новый глава турецкого регулятора Шахап Кавджиоглу (до сих пор в должности) в сентябре 2021 года начал цикл снижения ставки — всего за три месяца она опустилась с 19% до 14%, а инфляция выросла до 36%. После резкого снижения ставок только в ноябре 2021-го лира подешевела к доллару на 30%.
Для сдерживания падения курса национальной валюты ЦБ в декабре 2021 года принял экстренные меры. Во-первых, ставка по депозитам в лирах была поднята на 3% выше учетной. Если же получалось так, что доход по таким депозитам за период оказывался ниже, чем по депозиту в валюте, разница выплачивалась государством. Для популяризации таких депозитов местный ЦБ также ввел комиссию за хранение иностранной валюты в банках на 1,5% в год. Таким образом, за 2022 год доля депозитов в твердых валютах снизилась с 65% до 47%, а доля депозитов в лире выросла до 53%. Также ЦБ активно проводил валютные интервенции. Как подсчитал Bloomberg, за последние полтора года турецкий ЦБ потратил почти $200 млрд на поддержку лиры.
Тем не менее стабилизировать лиру надолго такие меры не помогли. Инфляция на фоне растущих цен на энергоресурсы продолжала расти, к октябрю 2022 года рост цен ускорился до 85% в годовом выражении — это максимум более чем за 20 лет. Несмотря на это, ЦБ продолжал снижать ставку. Таким образом за неполных два года она снизилась с 19% до 8,5%. Причем в этом процессе участвовал сам Эрдоган. «Моя самая важная битва — против процентной ставки. Мой главный враг — процентная ставка. Мы уже опустили ее до 12%. Этого достаточно? Этого недостаточно, нужно еще ниже», — говорил турецкий лидер в сентябре 2022 года.
Дефицит внешней торговли в августе также достиг рекорда и составил $11,2 млрд. Еще большую нагрузку для экономики создали разрушительные землетрясения в феврале этого года. Турецкая конфедерация предприятий и бизнеса оценила общий ущерб от них в $84,1 млрд. Чистые валютные резервы Турции в мае этого года оказались в отрицательной зоне впервые с 2002 года. На этом фоне, с середины февраля по май, турецкая лира ослабла по отношению к доллару более чем на 30%.
Что будет с лирой
«У нас довольно пессимистичный взгляд на турецкую лиру после того, как Эрдоган сохранил свой президентский пост», — заявил экономист Wells Fargo по развивающимся рынкам и валютный стратег Брендан Маккенна. По его прогнозу, к концу II квартала этого года стоимость лиры с 20 за доллар вырастет до 23 за доллар, а в следующем году до 25. Аналитики из Morgan Stanley рисуют еще более мрачную картину: по их оценкам, лира к концу года снизится до 28 за доллар, то есть почти на 30%. «Текущая финансовая политика просто нежизнеспособна, — считает портфельный управляющий BlueBay Asset Management Тим Эш. — В условиях низких валютных резервов и процентных ставок, давление на лиру остается значительным».
Неортодоксальный подход Эрдогана к процентным ставкам поставил рынки в зависимость от стабильного внедрения новых мер со стороны государства, указывают аналитики Morgan Stanley. Они отмечают, что такая политика привела к бегству зарубежных инвесторов из турецких акций и облигаций: общий объем вложений иностранных инвесторов в турецкие активы с 2013 года сократился примерно на 85%, или почти на $130 млрд. «Без дополнительных финансовых решений, направленных на снижение инфляции, и смены макроэкономической политики под угрозой останется возможность Турции привлекать внешнее финансирование, в котором она нуждается. Это делает страну еще более уязвимой к глобальным потрясениям», — заключают аналитики.
В этом году лира может упасть на 20–30%, что приведет к еще большей валютизации населения, прогнозирует Егор Сусин. Из-за чрезмерного падения лиры есть риск для бюджетной стабильности, так что со стороны ЦБ возможны новые нестандартные меры, допускает он. Сдвиг в монетарной политике Эрдогана возможен уже в этом году, соглашается экономист Bloomberg Economics Сельва Бахар Базики. Однако «принятые меры вряд ли будут значительными, и курс валюты, вероятно, продолжит падать, как и расти инфляция, что ограничит долгосрочные перспективы турецкой экономики», — заключает эксперт.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.