Эксперты заметили исчерпание потенциала «старых» стимулов роста экономики
«Старые» стимулы роста экономики исчерпывают свой потенциал: это строительные проекты, гособоронзаказ и помощь малообеспеченным людям, заметили эксперты. По их мнению, в экономике России в целом наметилось оживление, но о «механизме роста» говорить рано. Ранее ЦБ заявил, что рост экономики продолжается, но «импульс» ослаб
В российской экономике исчерпывают свой потенциал «старые» стимулы роста, и это осложняет ситуацию, говорится в аналитической записке руководителя направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрия Белоусова и его соавторов. В документе говорится о возможных сценариях социально-экономического развития страны до 2026 года. Внимание на документ обратил РБК. Сейчас в экономике наблюдается оживление, но говорить о сложившемся «механизме роста» сейчас рано, считают авторы записки.
К «старым» стимулам роста Белоусов и его коллеги отнесли три сферы. Строительство, по их мнению, выходит на «естественные» пределы роста: хотя на стройку выделяются «крайне немаленькие» деньги и есть потенциал «новых территорий», возможности строительного сектора ограничены по мощностям, которые «удесятерить» страна не может, заявил Белоусов в разговоре с РБК. Бюджетное финансирование потребления малообеспеченных граждан в виде расширения льгот и выплат грозит увеличением инфляции, также есть объективные бюджетные ограничения, отметил эксперт. По его словам, государство может выполнять обязательства и индексировать выплаты на 10–15%, но развернуть новые масштабные меры в текущих условиях вряд ли сможет. Наконец, ограничены и возможности гособоронзаказа: предприятия оборонно-промышленного комплекса и так работают в три смены, резко нарастить выпуск, судя по всему, уже невозможно, заключил Белоусов.
За счет бюджетного импульса во второй половине 2022 года создается мультипликативный эффект, который в 2023 году еще будет играть роль, но в 2024–2025 годах значимость этих факторов будет снижаться, и перечисленные стимулы не смогут долго поддерживать экономику, подтвердил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
ЦМАКП предположил, что дальше двигать экономику России будут новые факторы: более активное потребление населения, рост инвестиций в основной капитал, а также более активный импорт. Белоусов с коллегами предложил три сценария развития экономики до 2026 года. В кризисном «санкционная война» станет одной из причин глобального экономического кризиса, курс рубля к 2026 году достигнет 100–105 рублей за доллар, ВВП в 2023-м упадет не более чем на 0,5%, а к 2026-му перейдет к росту на уровне 1,5%. В стабилизационном варианте мирового кризиса не будет, а динамика роста ВВП России в 2023–2026 годах составит 0,5–1,5%. В стимулирующем варианте значительно расширятся инвестиции в основной капитал в 2024–2025 годах, увеличится экспорт нефти, и ВВП в 2023–2025 годах будет расти на 0,7–2,5%.
Рост российской экономики сейчас продолжается, но он неоднороден по отраслям, а импульс роста ослаб, заявил 24 мая директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. Он отметил замедление роста в промышленности, особенно в секторе добычи, а в строительстве рост, наоборот, ускорился. По оценке Росстата, в 2022 году ВВП России сократился на 2,1%. Падение оказалось меньшим, чем прогнозировали ЦБ и Минэкономразвития. В 2021-м экономика России выросла на 5,6%.